PSS> Вот я знал, что начнутся подобные расчеты. Увы, эти блоки не сравнимы. Да, первая ступень Протона состоит из 6 блоков топлива с двигателями и центрального бака с окислителем. Но это цельная конструкция. Каждый элемент которой очень простой. У Ангары первая ступень состоит из независимых ракет со своим блоком окислителя, топлива и даже элементом системы управления.
С чего вы решили, что в сумме первая ступень Протона проще, чем полторы ступени Ангары-5? первая ступень Протона - 6 двигателей с насосами, 7 баков со всей потребной им обвязкой. Полторы ступени Ангары - это 5 двигателей с насосами и 10 баков. Причем конфигурация топливной системы в каждом блоке проще. Мозгов блоках Ангары намного больше, но с чего вы взяли, что это увеличивает сложность, а не уменьшает. Там, где на интеллектуальное устройство идет всего одна линия последовательной шины управления, на старой технике идет немаленький порой жгут, по одной линии на каждый управляемый или передаваемый на СУ параметр. Причем сначала все это безобразие идет вверх, на СУ, а потом вниз, от СУ на управляемое устройство. Будьте добры все это хозяйство проложить и прозвонить. И не дай Бог где-то провода перепутать или соединения не пропаять. Сложные комплексы с интеллектуальными модулями, связывающиеся друг с другом по цифровой шине данных, часто намного проще в сборке и наладке, а следовательно - и надежнее, чем старые аналоговые.
PSS> А как насчет надежности РД-253?
Это только один из типов двигателей Протона. А этих типов у Протона 4. И за производством каждого надо следить, причем отладка производства одного типа не значит, что другой тип двигателя не откажет и не отправит запуск псу под хвост. И не со всеми типами у Протона так шоколадно обстоит, как с 253им. И не факт, что когда хвост вытащят, нос не увязнет. С Ангарой намного проще: надо наладить выпуск только двух типов двигателей, один из которых уже используется так же и на другом типе РН, второй унифицирован с использующимся и так же рассматривается для использования на других типах РН. А так же надо наладить выпуск и отладить конструкцию всего двух типов блоков. Улучшение конструкции УРМ-1 или улучшение технологии его сборки сразу сказывается одновременно на пяти модулях Ангары-5, улучшая надежность каждого из них. Улучшение конструкции и производства РД-0124 по опыту его использования на Союзе так же повышает и надежность УРМ-2 Ангары. У Протона хуже. Случилась авария на первой ступени: по ее опыту приняли меры, но они никак не действуют на еще две оставшиеся ступени. А точнее - еще хуже, т.к. если мы настучали по шее тем, кто собирал центральный блок первой ступени, и отладили их работу, то это не значит, что в следущий раз не накосячат производители боковушек. Это независимые технологические цепочки. При этом для доводки Протона еще и нельзя использовать опыт соседей: его двигатели и элементы конструкции больше ни на одной РН не применяются.
PSS> Посмотрим. В теории, тоже самое говорили про цифровую СУ Протона-М по сравнению, с аналоговой Протона-К. Но роста надежности почему-то не получилось.
Так там СУ Протона-М управляет старым тупым железом, оставшися от Протона-К. В итоге профит только в более продвинутых алгоритмах управления движением ракеты, которое может реализовать цифровая СУ, но не в обратной связи от систем ракеты, которые в большинстве своем старыми остались. Цифровая СУ, например, теоретически могла бы обнаружить поставленный вверх ногами датчик ускорений, но датчик для этого тоже умным должен был быть, и уметь работать с СУ в диалоговом режиме, но датчик был старым и функциями самодиагностики не обладал.
Я, как бы, на одной сложной железяке воочию наблюдал чего получается, когда мозги новые, цифровые, а потроха старые, аналоговые, 70ых годов разработки. Не получается в полной мере возможности цифровых мозгов тогда реализовать, древние решения периферии постоянно назад тянут, вынуждая порой чесать правое ухо левой пяткой. Вот и с Протоном-М такая же ситуация. Только если вся периферия и исполнительные механизмы изначально на использование цифровых мозгов, под их идеологию, затачивались, только тогда можно в полной мере все профиты с цифровой СУ реализовать.