Про полосу говорили, это факт. Не знаю, были ли нормальные фотографии борта с полосой, до практически полного затопления ПЛ, во всяком случае мне они не попадались. Всплывала такая версия, когда хотелось понять, откуда вода все-таки в шахте появилась вода, - типа, чиркнула вражья субмарина…
Моделировать потом столкновение в живую на другой азухе не стали (в отличие от попыток затопить шахту разными способами – недозакрытой арматурой, недозакрытой шахтой и т.д.) посчитав, видимо, чисто теоретически, что скользящий удар должен быть достаточно ощутимым + шум винтов ПЛ должен быть слышан в отсеках, чтобы однозначно классифицировать как столкновение. Рассматривали еще версию, что это вмятина от наваливания на стац.пирсы при швартовке, уже не помню чем закончилась, раз в акте не вспоминали, то скорее всего ничем.
Предположим, что касание все-таки было, но проблемы возникли только в одной шахте, это получается аккуратно ударить в районе Ш6 и отскочить как мячик, не задев больше ничего ничем, кроме как чиркнуть по корпусу. Кроме того, что могло бы быть последствием столкновения, -
- повреждение гидроприводов крышки шахты и кремальеры
- повреждение самой шахты
- повреждение трубопроводов системы ВВД
- повреждение приводов КВ ЦГБ
- может кто еще чего нафантазирует…
Что из этого может привести к затоплению шахты (причем незаметно) – наверное, только повреждение самой шахты (надрыв «ослабленного» сечения) т.к. крышка врядли приоткроется, а кремальера на герметичность не влияет.
Если бы вода шла именно так то все было бы сильно заметно (представьте дырочку в ПК на глубине 100 м)
Теперь, как столкнуться двум ПЛ можно смоделировать в современном софте (под какими горизонтальными и вертикальными углами, с какими скоростями и т.д.). Зная ТОЧНЫЕ геометрические размеры и все необходимые для расчета конструкционные и весогабаритные параметры обоих ПЛ. А еще бы и данные отчетов штурманских (неправленных) о схемах маневрирования.
Только точных никто не даст ни Амеры ни Рубин ни флот, да и по большому счету это для всех ушло в историю и возиться если захотят, то только энтузиасты. Которые все равно всех параметров не имеют. И вопрос, для чего?
Чтобы потешить самолюбие и сказать, - да столкновение могло привести к таким-то последствиям или наоборот, не могло т.к. было бы слишком заметно и т.д.
PS «Мое МХО» вода в шахту поступала, скорее всего, и до отправки на БС. Все эти нештатные схемы слива через ТРП использовались на К-219 и раньше, только они не приводили к таким последствиям, может специалисты-ракетчики по-грамотнее были. А может со временем все факторы, которые приводили к появлению воды усугубились до достаточно интенсивных, которые привели уже к реальному затоплению. А может предварительно залив шахту водой ракетчики даванули забортным давлением нештатным способом собранной схемы осушки или еще чего наподобие…
В любом случае, если что-то не рассказывалось комиссии, то это останется на совести СКС. Потому как кроме него мало кто полностью в этом походе представлял все схемы работы ПГС КСППО РК.