mascotte110377> 10 ОБрПСКР г. Владивосток в/ч 2441
55 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ МОРЮ
5 декабря 2008 года у Отряда ПСКР в г.Владивостоке – юбилей. 55 – возраст зрелого человека, для части – это целая история со множественными событиями, судьбами людей, традициями и устоями.
Хотя официальной датой рождения части принято считать 1953 год, истоки ее гораздо глубже. Согласно архивным документам, 27 декабря 1922 года, на третий день после освобождения Владивостока, состоялось первое заседание Приморского военно-революционного комитета, решением которого был образован отдел государственно-политической охраны (позднее отдел ГПУ). Немного позже, 4 января 1923 года, были определены порядок охраны дальневосточной границы и ее построение. Почти полгода морскую границу охранял единственный корабль «Красный вымпел», пока в помощь ему не был выделен «Красный восток». И только в марте 1924 года пограничной охране ОГПУ были переданы корабли «Красный приморец», «Пролетарское око», «катера «Амур», «Поворотный», «Уссуриец», «Находка», «Контролер». 30 мая 1924 года все они сведены под единое командование. Так образовался Владивостокский отряд сторожевых судов пограничной охраны. А спустя одиннадцать лет к названию отряда добавляется слово «морской».
После войны с Японией дивизион пограничных кораблей, на базе которых в дальнейшем будет создана бригада пограничных сторожевых кораблей, располагался на 42-м причале бухты Золотой рог. Состав плавсредств был преимущественно из деревянных кораблей, развивающих скорость 14 узлов и трехмоторных со скоростью 26 узлов. Одновременно на 36-м причале порта Владивосток базировалась группа вспомогательных средств на месте нынешнего судоремонтного завода.
В 1945 году на месте сегодняшнего дислоцирования Отряда ПСКР базировался Пограничный порт, который занимался формированием грузов, их хранением и погрузкой на корабли для последующей отправки пограничным подразделениям, создаваемым на Сахалине и Курилах. Вскоре из Германии были приведены суда «Крупская» и «Брест», водоизмещением по 10 тонн, и танкер «Краснофлотец». Корабли считались самостоятельными воинскими частями, несмотря на то, что базировались на 44-м причале совместно с кораблями Владивостокского дивизиона. В их функциии входила переправка грузов из Пограничного порта в отдаленные подразделения границы.
В мае 1953 года Советское правительство приняло решение о создании во Владивостоке морской пограничной части с целью обеспечения подразделения округа всем необходимым для выполнения задач охраны государственной границы. Часть получила наименование – 28-й отдельный дивизион транспортных и ремонтирующих кораблей. Днем образования части было установлено 5 декабря 1953 года.
В 1962 году во Владивостоке началось формирование 37-го отдельного дивизиона сторожевых кораблей на месте расположения нынешнего Отряда ПСКР. С 44-го причала корабли были перебазированы. Формирование дивизиона возложили на командира 30-го Отдельного дивизиона сторожевых кораблей капитана 3 ранга Эдуарда Ивановича Гребенникова. 1 мая 1962 года он назначен командиром вновь созданного дивизиона.
15 февраля 1966 года 37 ОДСКР переформирован в отдельную бригаду. Корабли и суда, принятые от гражданских ведомств, выслуживали установленные сроки, и в Николаевске-на-Амуре началось строительство транспортных кораблей, некоторые из которых и в настоящее время находятся на боевом посту части.
В 1992 году, в период участившихся случаев морского браконьерства, для охраны биоресурсов залива Петра Великого был создан дивизион пограничных сторожевых катеров. Тогда же в составе бригады создается дивизион строящихся и ремонтирующихся кораблей, основной задачей которого является объединение в своем составе под единым командованием ремонтирующихся на судоремонтных предприятиях и строящихся на Владивостокском судостроительном заводе кораблей, в последующем передаваемых в подразделения тихоокеанского пограничного округа. А в 2000 году в состав морского соединения вошел еще один дивизион – патрульных судов типа «Командор», предназначенный для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также обеспечения государственного контроля в сфере рыбодобычи и перевозки морепродуктов.
Долгое время на Владивостокское морское соединение пограничных кораблей была возложена основная задача – обеспечение централизованными поставками грузов и ремонтной базы отдаленные подразделения округа. В этом была уникальность бригады, по праву считавшейся транспортной. Но время вносит свои коррективы. Сегодня Отряд ПСКР в г.Владивостоке выполняет разнородные задачи, главной из которых является охрана морских биоресурсов.