Cheslav> ... в т.ч. внутри (вообще Соболь удивил меня неожиданной просторностью внутренних помещений - снаружи он кажется гораздо меньше, чем изнутри ).
На западе это давно поняли и у них давно уже корабли и катера внутри просторные и полупустые. Это раньше, когда стоимость железного корпуса была соизмерима со стоимостью ГЭУ и всего насыщения с вооружением вместе, еще имело смысл делать корабли ограниченного размера. А сейчас единственным сдерживающим фактором является рост энергозатрат для поддержания и обеспечения заданной скорости хода более крупных кораблей. Но и тут гидродинамика заготовила ряд приятных сюрпризов, когда большому кораблю нужна сопоставимая или даже меньшая мощность для движения, чем маленькому. Конечно это не всегда работает, но например мощности 2000-2500-тонного корвета и 4000-4500-тонного фрегата на достижение 30 уз практически одинаковы, мощность ГД на "Мангуста" 2*1120 кВт и "Соболя" 2*1340 кВт при сопоставимых скоростях ок. 50 уз и ок. 47 уз. При этом "Соболь" в два раза больше "Мангуста" по водоизмещению. Так вот, возвращаясь к нашим баранам, тоже хочется отметить, что благодаря конструктивной позиции заказчиков-пограничников, ограничивших наличие всякого малополезного оборудования в пользу более прозаических требований для обеспечения надежной работы оставшегося, и стараниями новой постсоветской катеростроительной школы получили вот такое практическое подтверждение новых прописных истин. К сожалению, в ВМФ этого пока не понимают, поэтому и преподносят "Мистраль" как новшество и плюются от созданного по собственным требованиям и в соответсвии с собственными воззрениями помноженного на возможности отечественной промышленности. Хотя под наших моряков в погонах и за границей не смогли бы ничего просторного сделать, пмсм, если бы иностранцев поставили в такие же условия, что и нашу промышленность. Даже несмотря на то, что у них там миниатюризация в полный рост развита.
Кстати, что касается "Соболя", то там простор внутренних помещений куплен не совсем забесплатно. Во-первых, там внедрено механизированное днище (сиречь второе рождение поперечного редана в сочетании с транцевой плитой в виде управляемых носовых и кормовых интерцепторов) для улучшения ходкости и сохранения высокой мореходности (уменьшение мощности и размеров ГЭУ и компенсация немореходности ходких обводов). Во-вторых, там крайне затеснены "помещения" (точнее пространства) для систем и механизмов катера, которые оказались в районе МО и ДГО, а также жилых помещений. Но результат все же того стоил, как мне кажется. И он говорит, что от правильно поставленной задачи и расстановки приоритетов зависит не меньше, чем от грамотности реализации.