Реклама Google — средство выживания форумов :)
при уровне радиационного риска 3% прогнозируемая длительность пребывания человека на поверхности Луны не должна превышать полутора месяцев во время максимума солнечной активности и превышает 1 год во время минимума солнечной активности, если при этом персонал защищен алюминиевым экраном толщиной 10 г/см2
Наш фантом облетел Луну на аппарате "Зонд-7", и в результате были получены данные о распределении доз в теле космонавта и их физических характеристиках при полете по трассе Земля-Луна -Земля. Специалисты пришли к выводу: "При отсутствии солнечных вспышек радиация на этой трассе полета не страшна".
Докладная записка в ЦК КПСС о запуске первого КА «Е» к Луне (Луна-1)
О первых результатах говорит докладная записка в ЦК КПСС, подготовленная 17 января 1959 г. о результатах запуска автоматической станции, получившей позднее название «Луна-1».
– На сколько ослабила радиацию защитная шторка в каюте космонавта на МКС?
– Парадокс в том, что в каюте, где космонавт отдыхает и спит, оказалась самая маленькая защита и, соответственно, самая большая доза радиации на МКС. То есть каюту надо защищать дополнительно. Был найден выход: защитная шторка, состоящая из трех накопителей, в каждом по три-четыре слоя влажных салфеток. Салфетки на 70-80 процентов пропитаны водой, хорошо защищающей от радиации. Они применяются космонавтами для гигиенических процедур, но так как их запас на МКС огромный, то мы этим воспользовались. Так вот, после установки шторки в каюте доза радиации ослабилась на 30-40 процентов! И теперь космонавты интересуются, где та каюта, в которой стоит шторка, чтобы там жить.
Мы хотели сделать еще одну шторку для другой каюты в модуле "Звезда", но есть проблемы во взаимоотношениях с военной приемкой и с финансированием. Поэтому пока задумали улучшить уже существующую шторку: использовать вместо салфеток полиэтиленовые плиты, которые еще лучше защищают от радиации.
– На сколько увеличивается доза у космонавта при солнечной вспышке?
– Сильнейшие солнечные вспышки происходят с регулярностью раз в 11 лет. При них доза радиации на МКС увеличивается в 10 раз, но такое протонное событие длится сутки-полтора. Допустим, космонавт летает полгода и происходит такая вспышка, то есть за полет он получит дозу, эквивалентную не 180, а 190 дням.
Надо сказать, что на орбите МКС космонавты хорошо защищены магнитным полем Земли, поэтому вопрос об экстренной посадке в случае сильнейшей солнечной вспышки мы никогда не ставили. При вспышках мы говорили экипажу орбитальной станции "Мир" перенести спальные места из кают на центральный пост, так как это место наиболее защищено от радиации – доза там в три раза меньше, чем в каюте. На МКС так же.
– А если солнечная вспышка произошла во время выхода в открытый космос?
– Если мы знаем, что будет вспышка, то выход запрещаем. А если выход уже идет и вспышка началась, то благодаря магнитосфере есть несколько защищенных витков МКС вокруг Земли. И специалисты знают, какие именно. То есть выход в случае необходимости можно осуществлять и при сильнейшей солнечной вспышке. Кстати, космонавт за выход длительностью 5-7 часов получает дозу, эквивалентную суткам полета внутри станции.
– Сколько человеку можно находиться на Луне и на окололунной орбите?
– Доза радиации там составляет примерно 1,4 миллизиверта в сутки. И если подходить формально, то космонавту за всю жизнь можно находиться на Луне и в окололунном пространстве не более двух лет. Но не все так просто. В отличие от околоземной орбиты на космонавта там воздействует галактическое космическое излучение с тяжелыми заряженными частицами, которые негативно воздействуют на центральную нервную систему. А это влияет на память, операторскую деятельность и вестибулярный аппарат космонавта. Среди других неблагоприятных факторов – вымывание кальция из костей, гиподинамия и отсутствие магнитного поля. С учетом вышеперечисленного на Луне и в окололунном пространстве можно безопасно находиться не более 60 дней.
– И в заключение как в условиях санкций взаимодействуете с зарубежными учеными?
– У нас очень хорошие связи со службой радиационной безопасности в Космическом центре имени Джонсона НАСА в Хьюстоне, регулярно по специальному каналу обмениваемся данными о дозах радиации в модулях МКС. На станции проводятся эксперименты по измерению радиации совместно с Канадой, Болгарией и Венгрией. Но сейчас это сотрудничество скукоживается, в том числе и потому, что в новых реалиях российские ученые вынуждены работать с военной приемкой, которая обязывает, несмотря на международный статус экспериментов, использовать в научных приборах только отечественные комплектующие.
И еще обидно, что американские коллеги проводят эксперименты, направленные на отработку новых средств дозиметрии для лунных и марсианских миссий, а мы нет. У нас на это нет ни денег, ни технологий, ни кадров.
Именно камеры Hasselblad улучшенной модификации 500 EL (с электроприводом) сопровождали все пилотируемые полеты во время лунной программы «Аполлон» — всего на поверхности Луны побывало 13 «Хассельбладов». Аппаратом Hasselblad EL Data Camera (HDC) со специальным объективом Zeiss 5,6/60 мм Biogon и магазином для пленки на 150–200 кадров был сделан знаменитый кадр восхода Земли над Луной. Этой же камерой Нил Армстронг запечатлел своего напарника Базза Олдрина с американским флагом.