Из истории подводной лодки БС-555
...Всего было проведено пять экспериментов с рекордными погружениями. Полигон лодки БС-555 был определен под Ялтой. Глубины от 120 до 240. Техника новая, экспериментальная. В первом отсеке стояли насосы, фильтры, вспомогательное оборудование, обеспечивающее работу барокамер второго отсека. Разработчики подводной лодки, талантливые и квалифицированные люди. Но – люди! И ничего человеческое им не чуждо. В том числе и ошибки. Трубопроводы забортной воды сделали латунными. А заглушки к ним – стальными. Сейчас каждый школьник знает, к чему такая пара металлов приведет в агрессивной среде морской воды. (Едва ли – каждый. Но по одному в каждой школе найдется! – мнение журналиста). Провокация коррозии должна была сработать. И она сработала. И вот на глубине 240 метров лежит лодка на грунте. Задачи свои решает.
Начальник группы обеспечения Сергин Валерий Николаевич готовится выпустить из камеры водолазов на глубине в 300 метров. Задача архи сложная. Ребят в камере уже «придавили» до давления 300-метровой глубины. Нужно поминутно рассчитать дыхательные смеси для выхода их на поверхность. «Придавить» водолазов до заданной глубины мы смогли за 4 часа. А вот поднимать их с этой глубины нужно в течение 11 (одиннадцати!) суток. График смены смеси – простыня метр на два. Валерий Николаевич только в пустом отсеке разложил свою простыню, как на него капнула вода. Вокруг тишина. Никого. Он на верхнюю палубу. И там никого. Он вниз. А на кальку струя воды бьет. Тревога по лодке. В отсеке водяная пелена. За бортом 240 метров глубины, 24 атмосферы. В городском водопроводе 2 атмосферы. Попробуйте свищ или открытый кран заткнуть пальцем. Как назло, в сплетении трубопроводов ни клин не вставишь, ни пластырь не подведешь. Уже потом выяснили, что свищ в стальной заглушке за 5 минут проел отверстие в 2 сантиметра.
Объявлено аварийное всплытие. Лодка летит наверх. Но летит по всем законам физики с учетом технических особенностей аппарата, не на ровном киле, а порхая, как осенний лист. Лодка вылетает на поверхность. В отсеке вода с борта на борт, от кормы к носу и обратно переливается. Просто – шторм в отсеке. Было ли страшно? Было. Но показать свой страх было недопустимо – в отсеке по случаю находились два моряка срочной службы. Держать фасон! Мокрые с ног до головы. Ноги поджимаем при каждой следующей «волне». В той истории никто не пострадал. Но выводы о заглушках были сделаны строгие.
Однажды из Поти в Севастополь буксировали понтон (секция подводной лодки, нафаршированная секретной ЭПРОНовской аппаратурой). Возле Ялты трос оборвался. Разрыв на крюке буксира. Трос пауком осел на затонувший понтон. Для поиска было задействовано поисково-спасательное судно «Стрелец» с мощной аппаратурой. Подключили БС-555. Лодка приступила к поиску утерянного понтона. Но связь была отвратительной. Вплоть до «Первый! Первый! Я - второй! Если меня слышишь – брось гранату!» Командир лодки принимал решение на всплытие. Раз пять всплывали. Командиры кораблей переговаривались. С раннего утра до 16 часов. И вновь – погружение. Туда – сюда! Боцмана зациклило. В ходе одного из всплытий, только командир взобрался на свой насест в рубке. Рядом – сигнальщик. И тут лодка начинает погружаться. Вахтенный сигнальщик пытается люк задраить. А вода уже пошла в отсек. Мат-перемат. В мирное время возник вариант лодку утопить у берегов курорта. Люк закрыть просто не реально. Слава Богу, успели остановить погружение. Но 6 тонн воды в центральный пост лодка приняла. Отсеки задраены. Офицеры по колено в воде, молча поласкали свои носки в воде в центральном посте. Ботинки поставили как можно выше. Потом все смеялись над этим казусом. Но лодка была на грани очень крупной неприятности. Вот такая мягкая оценка происшествия...
александра завьялова в балаклаве знает каждый старожил. знает его, как художника, как пограничника, как подводника, как краеведа, как… и это все о нем.
// meridian.in.ua