Операции ВМФ СССР «Апорт» и «Атрина», проведённе в Атлантике силами 33-й дивизии и в значительной мере поколебавшими уверенность «потенциального противника» – США – в возможности своего военно-морского флота решать противолодочные задачи.
29 мая 1985 г. из Западной Лицы одновременно вышли три лодки пр.671-РТМ (К-299, К-324 и К-502), а также К-488 (пр.671-РТ). Чуть позже к ним присоединилась и К-147 (пр.671). Выход в океан целого соединения ПЛА не мог остаться незамеченным для разведки ВМС США. Начались интенсивные поиски, которые не принесли ожидаемых результатов. В то же время советские атомоходы, действуя скрытно, сами вели напряжённую работу по слежению за американскими ракетными подводными лодками в районах их боевого патрулирования (в частности, К-324 имела три гидроакустических контакта с американской ПЛА, общая продолжительность которых составила 28 часов), а также изучали тактику действия противолодочной авиации ВМС США. Американцы сумели установить контакт лишь с К-488, когда она уже возвращалась на базу. Операция «Апорт» завершилась 1 июля 1985 года. По словам капитана первого ранга В.В. Гаврилова начальника отдела ПЛБ СФ, идейными разработчиками этой операции были адмирал Е.И. Волобуев начальник управления ПЛБ ВМФ СССР и адмирал Г.А. Бондаренко первый Зам Главкома С.Г. Горшкова по боевой подготовке
В марте-июне 1987 г. была проведена близкая по размаху операция «Атрина», в которой приняли участие пять лодок пр.671-РТМ – К-244, К-255, К-298, К-299 и К-524, действия которых обеспечивались самолётами морской авиации, а также двумя разведывательными кораблями типа «Колгуев», оснащёнными ГАС с протяженными гидроакустическими антеннами. По утверждённому плану операции все наши АПЛ должны были идти друг за другом. Расстояние между ними было порядка ста километров. В определённый час они должны были повернуть в сторону берегов Америки, образовав гребёнку в Атлантике длиной в 500 километров, при этом, не теряя контакт между собой. 11 апреля 1987 года произошёл триумф «РИЦЫ». На АПЛ К-298, где командиром был капитан второго ранга Н.А. Попков, а оператором «РИЦЫ» мичман И.В. Шильдяев, в этот день у них был самый длительный контакт с американской АПЛ почти 11 часов. Она была обнаружена за 400 кабельтовых и они шли 8 часов, руководствуясь, только указаниями «РИЦЫ», до тех пока штатная аппаратура не услышала американца.
Против наших подводных сил приняли участие практически все противолодочные силы Атлантического флота США – самолёты палубного и берегового базирования, шесть противолодочных ПЛА (в дополнение к лодкам, уже развёрнутым ВМС США в Атлантике), три мощные корабельные поисковые группы, а также три новейших корабля гидроакустического наблюдения типа T-AGOS-1 «Stalwart», использующие для формирования гидроакустических импульсов мощные подводные взрывы. К поисковой операции присоединились и корабли британского флота. Концентрация противолодочных сил была такова, что было почти невозможно подвсплыть для сеанса радиосвязи или подкачки воздуха. Тем не менее, ПЛА сумели незамеченными выйти в район Саргассова моря, где советская «завеса» была, наконец, обнаружена. Первые контакты с подводными лодками американцам удалось установить лишь через восемь суток после начала операции «Атрина».
Успешное проведение операций «Апорт» и «Атрина» подтвердило предположение, что ВМС США при массированном использовании СССР современных атомных подводных лодок не смогут организовать им сколько-нибудь эффективного противодействия. Данные учения Атрина, Ограда, Апорт проводились с одной целью, испытание «приставки» которая может обнаруживать подводные лодки противника на дальнем расстоянии.
Это сообщение редактировалось 04.11.2015 в 08:15