Батипланом «Тетис». Батиплан, или подводный самолет, — средство для передвижения в толще воды, которое использует для погружения гидродинамическую силу крыльев вместо балластных цистерн. Этот аппарат много чего взял от первого советского батиплана. В первую очередь, систему погружения. Два небольших крыла с отрицательным углом атаки использовали гидродинамическую силу для погружения, а хвостовое оперение позволяло моментально менять направление движения — как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Пилот размещался в субмарине в лежачем положении. Аппарат укомплектовали практически всем из возможного на то время научно-исследовательского оборудования, от эхолота до кинокамеры. В отличие от одноместного «Атланта», батиплан «Тетис» 1972 года выпуска был рассчитан на двух человек и мог работать на большей глубине — 300 метров.Рабочие испытания «Тетис» прошел в Черном море на научно-исследовательском судне «Зунд», а потом, получив имя «Атлант-2», начал работать в северных морях. В течение 1973-74 гг было построено еще пять подводных аппаратов, три из которых остались работать в черноморском регионе.Благодаря «Тетису», который был способен подплывать к работающему тралу почти вплотную, удалось устранить множество проблем рыболовецких орудий, от неправильной установки распорных щитков до банальных дыр в сетке. Но самое важное — это то, что исследователи смогли наблюдать поведение рыбы в момент лова. Было обнаружено, что рыба, попав в устье трала, не стремится выбраться на свободу через ячейки, а держится на небольшом расстоянии от сетки. А иногда, если скорость траления невелика, даже пытается убежать из трала вперед. Эту особенность потом учли конструкторы орудий лова. В результате работы подводных аппаратов удалось улучшить показатели добычи почти на 35%!Что касается ходовых возможностей «Тетисов», то они оказались сравнимы с возможностями летательного аппарата. Как вспоминает в книге «Подводные разведчики: рыбопоисковый подводный флот» Владимир Неретин, который еще молодым инженером ленинградского Гипрорыбфлота обкатывал первый «Тетис», в одно из погружений выяснилось, что батиплан, в случае если его левое крыло выходило из воды раньше правого, как настоящий самолет, делал «бочку», то есть. полный поворот через правое крыло:«Для экипажа переворот не страшен, так как падать в «Тетисе» некуда. Постепенно научились с этим справляться. Впервые умышленно выполнил «бочку» гидронавт Сергей Чистяков. При скорости в 4 узла и длине кабеля–троса 75 метров он резко ушел в сторону, перевернулся через крыло и вернулся в кильватер буксирующего судна».А однажды Владимир Неретин и Виктор Коротков, проводивший проверку еще первого «Атланта», умудрились выпрыгнуть из воды и сделать на четырехметровой субмарине сальто! «Однажды, когда погружение заканчивалось, я сказал: «Виктор, давай попробуем прыгнуть дельфином». Это значит – рукоятку на себя и над поверхностью воды сделать сальто. Он согласился, и я по связи сообщил на корабль. Нам ответили: «Давайте посмотрим». Вначале мы нырнули поглубже, а затем пошли резко вверх. По связи услышали: «Есть, есть», — т.е. сальто удалось», — пишет Владимир Неретин. В настоящее время, благодаря энтузиастам, удалось установить судьбу всех шести «Тетисов» первой модели. Так, два экземпляра хранятся в музее Мирового океана в Калининграде. Один стальной дельфин украшает постамент возле мурманской гостиницы «69 параллель». Два подводных аппарата остались в Севастополе, в яхт-клубе. Шестой является Ильичевская «субмарина». По словам директора заправки, он спас ее от уничтожения на одном из предприятий канувшей в небытие рыбопромысловой компании «Антарктика» — там аппарат хотели распилить на металлолом. С тех пор уникальный подводный самолет обосновался на въезде в город-спутник. Автор — Александр Гиманов.
Это сообщение редактировалось 11.04.2016 в 09:55