Перескажу со скуки еще одну короткую историю.
Оуен Чейз, первый помощник нантакетского китобоя "Эссекс" рассказал ее Герману Мелвиллу, автору известного "Моби Дика". Считается, что именно его повествование и было положенo автором в основу романа.
20 ноября 1820 года «Эссекс» с двадцатью членами экипажа на борту находился в Тихом океане, близ экватора, в тысяче миль от ближайшей земли, когда вдруг впередсмотрящий заметил фонтан кита, что означало приближение небольшого китового стада. Корабль был положен в дрейф, что дало возможность всем находившимся на борту морякам оставить корабль и принять участие в охоте на всех своих трех легких скоростных вельботах. Капитан Джордж Поллок взял на себя командование первой шлюпкой, Оуэн Чейз распоряжался на другой, а второй помощник англичанин Томас Чепел командовал третьей.
Чейзу первому удалось ранить кашалота гарпуном, но раненный гигант принялся молотить хвостом по воде и повредил обшивку вельбота. Чейз топориком обрубил линь гарпуна и приказал грести назад к «Эссексу», одновременно вычерпывая воду ведрами. Поврежденную шлюпку подняли на палубу корабля, и в то время как одни китобои занялись починкой, другие обрасопили реи и направили судно к двум оставшимся вельботам.
Внезапно 85-футовый кашалот вспенил воду ярдах в ста от форштевня корабля и стал приближаться с примерно трехузловой скоростью – столько же делал и сам трехмачтовик.
«Корабль испытал неожиданный и яростный толчок, как если бы он ударился о скалу», - записал позднее Чейз и добавил, что, поскребя киль судна своей спиной, кит появился на поверхности с подветренной стороны и остался недвижим, «очевидно, оглушенный мощным ударом». Но кит вскоре пришел в себя, «он продолжал яростно биться, вздымая вокруг себя морскую пену, и я совершенно ясно видел, как он раскрывал свою пасть и вновь сжимал челюсти от ярости и бешенства».
«Эссекс» начал крениться на борт, моряки бросились к помпам и подняли сигнал отставшим шлюпкам, призывая их вернуться, но кит уже несся для второй атаки.
«Я увидел его примерно в ста ярдах прямо перед нами, он приближался со скоростью вдвое больше обычной, и в этот момент я ощутил его десятикратно усилившиеся ярость и жажду мести» - добавляет Чейз. Скорость кита, вкупе с собственной скоростью корабля дала в итоге столкновение на девяти узлах.
Пока Чейз и его люди откачивали воду и собирали припасы, готовясь покинуть судно, капитан Поллок и второй помощник Чепел, заметив исчезновение судна, пришли в ужас; крен корабля увеличивался так быстро, что клонящиеся к воде мачты пропали за линией горизонта. Китобои отчаянно гребли четыре мили назад к кораблю по компасному пеленгу, прежде чем увидели «Эссекс».
Едва поднявшись на борт, Поллок приказал рубить рангоут и валить его под борт судна в попытке помочь ему выпрямиться. Это дало команде выигрыш во времени, что позволило сшить из запасной парусины паруса для трех вельботов, и выгрузить по шестьдесят пять галлонов воды в каждую шлюпку, а также хлеб, сухари, черепах, два компаса и три квадранта. Еще две ночи шлюпки держались у медленно погружающегося «Эссекса», пришвартованные к его корме.
22 ноября они, наконец, оставили «Эссекс» и под парусами двинулись к побережью Южной Америки.
Проведя двадцать восемь дней в открытом море, 20 декабря экипажи шлюпок заметили землю; это был необитаемый остров, на котором можно было прожить ловлей рыбы и охотой на птиц. Однако, на острове не было пресной воды, кроме маленького источника, появлявшегося в прибрежных скалах в отлив.
Поллок и Чейз решили продолжить плавание и попытаться добраться до острова Пасхи. Чепел предпочел остаться на острове, к нему присоединилось еще двое матросов.
27 декабря Поллок и Чейз отплыли с острова, семнадцать человек на трех вельботах, предварительно установив на одном из них плоский камень, который должен был служить плитой для очага.
Трое оставшихся из-за нехватки воды вынуждены были пить кровь пойманных птиц. На острове они нашли пещеру с восемью скелетами; видимо, то были останки потерпевших кораблекрушение до них. Но им удалось продержаться до пятого апреля, когда пушечный выстрел возвестил о прибытии корабля «Суррей», который доставил островитян в Вальпараисо, где они и узнали о судьбе своих товарищей, покинувших остров на вельботах.
Тем к восьмому февраля довелось уже пережить шторм, разбросавший шлюпки, и нападение акул; трое моряков умерли, не перенеся испытаний. Третий из этих погибших в шлюпке под командованием Чейза был матрос Айзек Коул; оставшиеся в живых в отчаянии от голода начали отрезать и поедать куски его тела. 18 февраля Чейз и его люди были подобраны бригом «Индия» под командованием капитана Уильяма Крозье из Лондона. Спасенных также доставили в Вальпараисо.
Капитан Поллок и единственный уцелевший матрос из его шлюпки, старый китобой Джордж Рамсдейл, полумертвые от истощения, были спасены американским китобойным судном «Дофин».
Третий вельбот пропал без следа со всем экипажем.
Только восемь человек из двадцати смогли уцелеть. Прошло много лет, прежде чем капитан Поллок решился написать подробности того, что произошло с командой его шлюпки. Врядли уже можно считать удивительным то, что четверо погибших матросов, находившихся под его началом, как оказалось, были съедены остальными. Когда муки голода становились невыносимыми, моряки брали заряженный пистолет, который Поллок специально клал на банку, и тянули жребий, кому следующему предстоит быть принесенным в жертву. Последним был кают-юнга Оуэн Коффин, именно он вытянул короткую соломинку.
«Послушай, парень,» сказал ему Поллок, «если ты не согласен с твоим жребием, я пристрелю первого же, кто посмеет хотя бы прикоснуться к тебе».
«Жребий вполне устраивает меня,» ответил юнга, «как устроил бы и любой другой». Сказав это, он положил голову на банку. Капитан Поллок отдал свой последний приказ в этом злосчастном походе, Рамсдейл повиновался и прострелил парню голову.
Это сообщение редактировалось 28.02.2016 в 17:26