Не совсем "фото", но печальная и трагичная страница в истории нашего ВМФ всё же имела место...
Это случилось весной 1981 года.В ту пору я - курсант 4 курса ЧВВМУ им Нахимова (1-й факультет) подробнейшим образом изучал комплекс РО П-35 и его систему управления "Бином". Начальником кафедры по системе управления "Бином" был у нас кап 1 ранга Охотин - умнейший и грамотнейший офицер.Когда это случилось, он был включён в состав комиссии по расследованию произошедшего. После того, как комиссия закончила свою работу, Охотин по своей личной инициативе изменил учебный план и лично прочитал нам две 2-х часовых лекции "Причины произошедшего на ркр "Головко". Так что это был не трёп в курилке, а - повторюсь - настоящие ЛЕКЦИИ с конспектированием.Я в ту пору учился старательно, был у Охотина отличником, да и сама трагедия врезалась мне в память, так что хоть кое-что и подзабыл, но в основном помню всё хорошо.
Итак, в тот злосчастный день "Головко" вместе с береговой батареей ("Сотка", вооружённая таким же комплексом П-35) должен был выполнять СОВМЕСТНУЮ ракетную стрельбу по щиту на Приз Главкома ВМФ.Мишенная позиция представляла собой 3 щита, вытянутых в линию.По правому и центральному - 2-мя ракетами - должна была стрелять "сотка".(Кстати, после возвращения Крыма и Севастополя домой её по приказу Шойгу восстановили за месяц и даже осуществили пуск одной П-35! Так что эти ракеты всё-таки ещё летают!) По левому же (это важно!) должен был стрелять "Головко".
Ажиотаж был страшный.Партийные, комсомольские собрания, душераздирающие лозунги "Даёшь стрельбу на "Отлично"!" и т.п. Кто служил в ту пору - знают, как политотделы боролись за свои ордена!
И вдруг, буквально за сутки до стрельбы выясняется, что в СУ "Бином" ркр "Головко" вышел из строя СРП и починить его не удаётся. (Номер прибора, что вышел из строя я запамятовал, увы! - годы...) Любой мало-мальски грамотный ракетчик скажет, что стрелять без СРП невозможно. Нужно было докладывать и отменять стрельбу. Повторяю - стрельбу на Приз Главкома! Но это грозило весьма неприятными последствиями всем - от Командующего КЧФ до командира ГУРО "Бином". Учитывая это, было принято решение поломку СРП скрыть, идти на стрельбу без СРП, выполнить стрельбу "любой ценой".
За что "отвечал" отказавший прибор, номер которого я забыл? ...После пуска ракета сопровождается по линии ответа операторами приборов 3 и 4. Данные от них поступали в этот прибор, который следил, чтобы ракета шла точно по пеленгу стрельбы.Если же ракета, например, под действием ветра отклонялась в сторону - прибор вырабатывал команды на ракету автоматически, выполняя которые, ракета возвращалась обратно на пеленг стрельбы. Что решили на "Головко"? По данным прибора 4 дискретно наносить местоположение ракеты на маневренный планшет - осуществлять "прокладку полёта ракеты" и визуально определять, отклонилась ли ракета, а если отклонилась - выдавать команду на поворот с прибора 6 вручную.
... Вскоре после старта ракеты по результатам этакой "прокладки" стало ясно, что ракета уходит от пеленга стрельбы вправо. Была дана команда оператору прибора 6 мичману Туеву выдать на ракету команду "влево малая"(К-1М, кажется).Туев в ажиотаже ошибся и выдал "влево большая".(К-1Б) (Прибор 6 для такого "пилотажа" не предназначен и ошибиться в пол-градуса на штурвальчике - раз плюнуть!) Ракета повернула влево и вернулась на пеленг стрельбы. В этот момент ракета достигла дальности открытия РЛВ (радиолокационного визира). Кто не знает - РЛВ П-35 "видит" на 120 км. Выдали команду на открытие визира.(К-4) Визир сработал чётко и показал на экранах 3 цели. Крайняя левая цель была выдана на "захват".(Команда К-6) Ракета выполнила "захват", наведение и... дальше Вы знаете.
Почему так произошло? Дело в том, что прибор, которого так не хватало, ведёт ракету так, что к моменту достижения дальности открытия РЛВ строительная ось ракеты (или её диаметральная плоскость!) направлена строго ПО ПЕЛЕНГУ СТРЕЛЬБЫ. Ракета же, выпущенная тогда с "Головко" и управляемая вручную, после выполнения последнего поворота влево "смотрела" левее приблизительно на 60 градусов.(!!!)И, ессно, РЛВ "увидел" не мишенную позицию, а корабли, закрывавшие запретный район слева.Ими были: ближний - несчастный "Херсонский комсомолец", за ним дальше - не помню кто, а за ним ещё дальше - пкр "Москва".
Если говорить про запретный р-н - то это был почти прямоугольник, узкой стороной к нам, щиты - примерно посередине, параллельно узкой стороне, а вдоль широких сторон - слева и справа - стояли корабли закрытия района. Теперь мысленно повернём этот прямоугольник вправо (ракета - влево, мы - вправо), т.е. по часовой стрелке примерно на 60 град. Ближний тщ "Херсонской комсомолец" станет ЛЕВЫМ, а пкр "Москва" станет крайним правым. Именно так "увидела" их ракета своим РЛВ.Так увидел картинку на экране командир БЧ-2 кап 2 ранга Волк, выдавший команду на захват цели.
На "Херсонском комсомольце" погибло (не уверен) 3 человека - 2 радиста и кок. Были и раненые. Одного из них я спустя 7 месяцев видел в Севастопольском госпитале - у него был сломан позвоночник...
Сразу по факту встал вопрос - кто стрелял по тральщику? "Головко" или "сотка", ибо стреляли они одновременно? Все молчали или кивали друг на друга - это не мы, это они, у нас всё в порядке было! Это продолжалось до тех пор, пока в недрах разбитого тральщика не нашли фрагмент попавшей в него ракеты. На фрагменте был серийный номер...
Последствия. Командир крейсера кап 1 ранга (фамилию не помню) - снят с должности, понижен в звании на 1 ступень.Командир БЧ-2 кап 2 ранга Волк - снижен в звании на 1 ступень (до кап 3 ранга). Оператор прибора 6 мичман Туев назначен стрелочником и получил 10 лет по приговору военного трибунала.