Самой большой из построенных в наши дни драккаров - боевых кораблей эпохи викингов - отправился из Норвегии к берегам Америки по следам древних скандинавских мореплавателей, открывших Новый Свет за пять веков до Христофора Колумба. Дубовая ладья 35 метров в длину и 8 метров в ширину вышла во вторник из Хеугессуна на юго-западном побережье Норвегии и через неделю должна пристать к берегам Исландии, чтобы пополнить запасы продуктов и пресной воды. Об этом сообщается на сайте экспедиции, где можно отслеживать маршрут судна в реальном времени.
Многонациональный экипаж
"Дракон Харальд Прекрасноволосый", получивший имя в честь первого короля Норвегии Харальда I (около 850 - около 932), как и корабли древних викингов, способен идти на веслах и под парусом и развивает скорость до 14 морских узлов. В ближайшие полгода, которые продлится путешествие через Атлантику, а затем на юг вдоль восточного побережья Канады и США, его экипаж будет состоять из 32 человек. Большинство из них - добровольцы, подавшие заявки на участие в экспедиции по электронной почте. Среди них - граждане Великобритании, Испании, Канады, Норвегии, США, Франции, Эстонии и России.
"Справиться с кораблем-драконом непросто, поэтому мореходы, на которых можно положиться, очень важны для экспедиции, - рассказал капитан Бьерн Аландер. - Составить экипаж из 32 человек, при том что добровольцев было 400, было той еще задачкой. Работа на борту предстоит тяжелая, будет мокро и холодно, поэтому все должны быть в прекрасной форме как физически, так и морально".
У корабля очень небольшая осадка, места в трюме хватает лишь для балласта и припасов, поэтому спать экипажу предстоит прямо на палубе - в палатке, рассчитанной на 16 человек (исторически гребцы на драккарах зачастую спали под своими же скамьями). Они будут сменять друг друга каждые четыре часа. Как надеется капитан, в первых числах июня его корабль, который во время путешествия будет страховать другое судно, сделав вторую остановку в Гренландии, достигнет канадского острова Ньюфаундленд.
По следам Лейфа Эрикссона
Как свидетельствуют древние исландские саги и современные археологические данные, именно Ньюфаундленд викинги посетили около 1000 года н. э., назвав Винландом - краем винограда.
Предводителем мореходов был Лейф Эрикссон (около 970 - около 1020) - сын Эрика Рыжего (около 950 - около 1003), открывшего Гренландию и основавшего там первое европейское поселение. Скандинавы, впрочем, не задержались в Новом Свете надолго, почти сразу же вступив в конфликт с индейцами.
Куратор норвежского проекта Сигурд Осе надеется, что команде современного драккара удастся повторить долгий путь Лейфа и его родичей, в очередной раз подтвердив выдающиеся мореходные качества древних скандинавских кораблей. Потомки викингов уже неоднократно пересекали Атлантику на воссозданных судах своих предков. Одним из самых знаменитых было путешествие норвежского корабля "Викинг" в 1893 году, который стал главной достопримечательностью Всемирной выставки в Чикаго.
Опыт предков
"Дракон Харальд Прекрасноволосый" не является точной копией какого-либо из обнаруженных археологами кораблей викингов. Команда опытных корабелов и энтузиастов, два года работавшая над ним на верфи в Хеугессуне, использовала как опыт средневековых кораблестроителей, так и традиции норвежских мореходов нового времени, попытавшись воплотить в жизнь свои представления о том, каким должен быть идеальный боевой корабль скандинавских саг. При этом, как и создатели "Викинга", они ориентировались на прекрасно сохранившийся Гокстадский корабль - построенную в IX веке 23-метровую ладью, обнаруженную археологами в погребальном кургане на берегу норвежского Саннефьорда в 1880 году.
Драккары, что в переводе с древнескандинавского означает "корабли-драконы", это лишь один из нескольких типов боевых ладей, которые использовали викинги. Они превосходили по размерам "корабли-змеи" снеккары и, как правило, строились для вождей (ярлов) и правителей (конунгов). О высоком статусе владельца свидетельствовала и резная фигура, чаще всего драконья голова, крепившаяся на носу такого корабля. Совсем небольшая осадка позволяла драккарам заходить в мелкие фьорды и ходить по рекам, что было очень удобно для осуществления внезапных набегов. Кроме того, низкие борта делали их малозаметными на фоне волн при спущенном парусе.
Крупнейшим из когда-либо найденных драккаров является датский "Роскилле 6", длина которого составляла почти 37 метров. При этом в своде саг "Круг Земной", составленном Снорри Стурлусоном в XIII веке, упоминаются несколько королевских кораблей еще более впечатляющих размеров. "Длинный змей" Олава I Трюггвасона (около 963 - 1000) и "Большой дракон" Харальда III Сурового (около 1015 - 1066), приходившегося зятем русскому князю Ярославу Мудрому, предположительно достигали 45-46 метров в длину.