m-dva> Если где и есть грандиозные перепады температур, так это на Канаверале,- с одной строны солнце жарит неистерпимо, с другой стороны покрытый льдом бак жидким
Так бак с одной стороны. Легко продумать теплозащиту и расчитать установившийся режим, т.к. температура окружающего воздуха меняется в небольших пределах. Намного хуже, когда условия всегда разные. Один раз во время нахождения американского ТТУ условия изменились и на старте температура упала до -3 - и произошла катастрофа. Байконурщики, у которых температура на космодроме ходит от +40 летом до -25 зимой, рыдают в голос.
Вы как обеспечите, что весь огромный ускоритель не охлаждался ниже нуля, когда вокруг -20? Всю ракету греть будете? Очень веселенькое занятие, учитывая идущие из баков пары криогенного топлива или окислителя, или вообще и того и другого.
И не надо тут сказок про жаркое палящее солнце рассказывать. На Канаверале не жарче, чем в Казахстане, и не многим теплее, чем на Восточном. Сказывается влияние моря. Зато низких температур практически нет. Количество дней, когда температура опускается ниже нуля, ничтожно и их легко можно избегать, не назначая запуски если по прогнозу заморозки. Российские космодромы при таком подходе придется закрывать на полгода
m-dva> Бывало что и по нескольку суток так торчал.
Не надо рассказывать сказок. НАСА просто не вывозит ракеты на старт при отрицательных температурах. Могут себе это позволить при их географии. Для российской космонавтики такой подход неприемлим, ибо превращает космонавтику в сезонное мероприятие на российских космодромах. Зимой твердотопливные ускорители при российском климате будут гарантированно взрываться в каждом полете, ибо российские зимние температуры далеко за пределами допуска для современных смесевых ракетных топлив
m-dva> Сравнивая статистику (один взорвавшийся на почти 130 пусков) с другими РН, невольно приходишь к выводу, что хужее всего перепалы температур влияют именно на ЖРД.
Еще раз: ТТРД при зимних температурах Казахстана, Плесецка и Восточного вообще не полетят. Будут гарантированно взрываться в каждом полете. ЖРД в таких температурах со вполне приличной надежностью летают, хоть конечно и для на них это не лучшим образом влияет