Как стало известно "Ъ", в Мосгорсуде завершился процесс над руководителями трех компаний, которые поставили контрафактные и бывшие в употреблении запчасти для Российской авиастроительной корпорации (РСК) МиГ в рамках алжирского контракта. Минобороны Алжира в итоге отказалось от российских истребителей. Один из поставщиков РСК сел за мошенничество на пять лет. Двое других — отделались штрафами.
// www.kommersant.ru
Один поставщик получил срок, другие — штрафы
Как стало известно "Ъ", в Мосгорсуде завершился процесс над руководителями трех компаний, которые поставили контрафактные и бывшие в употреблении запчасти для Российской авиастроительной корпорации (РСК) МиГ в рамках алжирского контракта. Минобороны Алжира в итоге отказалось от российских истребителей. Один из поставщиков РСК сел за мошенничество на пять лет. Двое других — отделались штрафами.
Процесс над гендиректорами ООО "АТК Движение" Сергеем Соболевым, ЗАО "Волга-Авиасервис" Михаилом Жевагиным и ООО "СНК-Плюс" Сергеем Кругленковым с конца марта этого года проходил в Мосгорсуде в закрытом режиме.
Дело же, фигурантами которого они являлись, было возбуждено еще в марте 2010 года следственными органами Четвертого управления МВД (занимается обеспечением правопорядка на режимных объектах). По данным "Ъ", вначале его возбудили по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) в отношении "не установленных следствием руководителей РСК МиГ". Однако уже летом 2010 года следствие определилось с фигурантами — ими стали господа Соболев, Жевагин и Кругленков. Обвинение им было предъявлено по другой статье УК РФ — 159-й ("Мошенничество"). Причем первому вменялся особо крупный размер, а остальным — просто крупный.
Само же уголовное дело стало следствием скандала, связанного с поставками РСК МиГ Алжиру истребителей и запасных частей к ним. Согласно договору на $1,1 млрд, подписанному в 2006 году, российская сторона должна была поставить Минобороны Алжира 28 боевых МиГ-29СМТ и 6 учебно-боевых МиГ-29УБ, а также комплектующие к ним. По договоренности сторон как самолеты, так и запчасти к ним должны были быть новыми. Но на деле оказалось, что комплектующие не только были выпущены в 1982-1996 годах, но и ранее уже использовались. Кроме того, технические паспорта на эти изделия были подделаны, чтобы придать им вид новых.
Все это выяснилось в 2007 году, после того как первая партия из десяти боевых машин (еще две проходили в это время предпродажную подготовку) поступила в распоряжение алжирского Минобороны. Через три месяца испытательных полетов алжирская сторона выявила целый ряд недостатков в российских истребителях, и Алжир расторг контракт. Все десять машин в 2008 году были возвращены на родину, где их вместе с двумя истребителями, не долетевшими до Алжира, приобрело Минобороны России. Впоследствии в истребителях поменяли всю вызвавшую подозрение в Алжире "начинку".
Первым из поставщиков комплектующих для РСК МиГ в мае 2011 года на 7,5 года по приговору Савеловского райсуда Москвы сел гендиректор ООО "Авиаремснаб" Мусаил Исмаилов. Расследуя его дело, оперативники ФСБ и вышли на руководителей ООО "АТК Движение", ЗАО "Волга-Авиасервис" и ООО "СНК-Плюс". Проведя обыски и изъяв документацию, они выяснили, что фирма Сергея Соболева занималась поставками непригодных АПД-88 (автоматов пуска двигателя), фирма Сергея Кругленкова — ИКД (датчики измерителей контроля давления), а фирма Михаила Жевагина занималась якобы восстановлением свойств этих комплектующих. Причем, как было установлено, "АТК Движение" и "СНК-Плюс" не имели лицензии на торговлю вооружениями и военной техникой. Также выяснилось, что для укрытия прибыли от налогов Сергей Соболев создал посредническое ООО "ИнТех", от имени которого и осуществлял поставки запчастей.
Из трех подсудимых свою вину признал только Сергей Кругленков, его подельники утверждали, что сами стали жертвами обмана со стороны фирм-контрагентов. Защита Михаила Жевагина и Сергея Соболева в ходе прений просила Мосгорсуд полностью их оправдать. Прокуратура, в свою очередь, требовала приговорить Сергея Соболева к шести годам, а для господ Жевагина и Кругленкова запрашивала условные сроки. В итоге Мосгорсуд назначил господину Соболеву пять лет заключения, а его подельников Жевагина и Кругленкова приговорил к штрафам в размере 500 тыс. и 200 тыс. рублей соответственно.