DustyFox> Костя! Именно что нижняя на растяжение, а верхняя на сжатие! Потому критическим именно верхний пояс и является! Бо на сжатие хорошо только бетон работает. Практически все остальные конструкционные материалы лучше работают на растяжение.
Практически все материалы лучше работают на сжатие. Считается при расчетах, что мягкие пластичные материалы предел текучести на растяжение имеют такой же, как на сжатие. Металлы с термообработкой уже могут иметь характеристики прочности на сжатие несколько больше, чем на растяжение. Дальше — больше. Чугун примерно в три раза выше имеет предел прочности на сжатие, чем на разрыв.
Единственный из т.н. "традиционных" материалов — который имеет прочность на сжатие ниже, чем на разрыв, древесина. Почему: структура древесины — жесткие и прочные волокна, а между ними связующее (так сказать) с характеристиками прочности и жесткости существенно ниже. При сжатии происходит потеря устойчивости волокон, это можно увидеть, если поколотить молотком по древесине на сжатие. Появятся изогнутые волокна. Возможно, что не все виды древесины таковы, но в массе... С композитами возможна такая же ситуация, но это было бы нерационально так проектировать композит.
Речь выше шла о прочности МАТЕРИАЛОВ. А в самолете работают элементы конструкции, а там, кроме прочности важна и устойчивость. Это особенно важно, поскольку конструктивные элементы облегченны, разнесены и т.д., что способствует выходу на передний план проблем устойчивости, по сравнению с прочностью. Вот тогда элемент конструкции на сжатие может держать меньше, чем на растяжение. Но, вообще говоря, все в руках конструктора и расчетчика, как спроектируют, так и будет. Конкретная практика прочностного проектирования летательных аппаратов мне неизвестна, в осн. Как там принято распределять всё это...