Б.г.>> По рысканию и тангажу можно было бы и не учитывать. Но по крену пришлось - ракета маленькая, и запаса устойчивости не хватило.
SashaMaks> Чего-то я не пойму, а причем тут запас устойчивости? Если рули все время отклонялись на максимум, а потом стали отклоняться на меньший угол в зависимости от скорости полета?
Нет, рули не отклонялись на максимум. Угол отклонения рулей был пропорционален k1*угол отклонения продольной оси ракеты от заданного положения плюс k2*(угловая скорость по этой оси). Изначально k1 и k2 были постоянными (для рыскания и тангажа одинаковыми, для крена - сначала в 4, потом в 8 раз меньше). Если бы не задержка, вносимая рулевыми машинками, этого было бы достаточно, несмотря на то, что фактически, в формуле незримо присутствует ещё один коэффициент, пропорциональный скоростному напору - ро вэ квадрат пополам. Из-за влияния этой задержки при каком-то скоростном напоре (разном для крена и двух других осей) происходит потеря устойчивости управления. Чтобы этого не происходило, нужно заблаговременно уменьшать коэффициенты k1 и k2.
Б.г.>> И когда пишут "усилия на рулях", имеют в виду момент, создаваемый рулевой машинкой.
SashaMaks> Нет, я пишу именно про усилие, которое получается в итоге в зависимости от угла атаки рулей и скорости воздуха, т.е. это Cy = f{V, a}.
ещё и плотности воздуха
Чем хороши решётчатые рули - у них область линейности гораздо шире. У "пера" критический угол атаки в районе 20 градусов, а у решёток вдвое больше.
Да, так вот, граница устойчивости определяется не усилием, а моментом, т.е. важно ещё и удаление приложенного усилия от оси вращения. Но, даже с учётом этого, разница коэффициентов в канале крена и двух других весьма велика. И с креном сложно определить Ц.Д. (фокус) каждого руля, чтобы правильно посчитать плечо. Потому что корневая часть руля находится в а/д тени от корпуса и работает хуже.
SashaMaks> Правильно, но тут слишком много всего меняется, и слишком все это сложно рассчитать наперед.
А придётся
иначе устойчивого процесса управления не будет
Б.г.>> И поэтому, чтобы понять, куда надо крутить руль, надо точно знать, что это не резонанс.
SashaMaks> Так резонанс - это тоже самое колебение, просто усиленное. Так же будет работать в плюс и в минус , а итоговая сумма равна 0. Зачем его тогда искать?
Нет, не просто усиленное, ещё и сдвинутое по фазе. Именно поэтому нужно знать, где оно нас подстерегает. Нельзя свести в ноль синус, прибавляя к нему косинус.
Ещё раз. В точке резонанса фаза угла отклонения не совпадает с фазой возмущающего или управляющего моментов. Поэтому попытка погасить это колебание отклонением рулей, без знания точного значения фазового сдвига, приведёт к усилению колебаний, а не к их ослаблению.