В общем, с классификацией в БОХР у меня получается следующее.
***
Классификация кораблей и катеров БОХР определяется закрытыми документами и официально не публиковалась, кроме того, классификация судов БОХР довольно часто меняется. Поскольку о принципах классификации кораблей и судов БОХР, в отличие от ВМФ, не известно вообще ничего, все изложенные ниже соображения выведены методом индукции из известных эмпирических фактов об официальной классификации отдельных кораблей и судов БОХР.
Подход к классификации судов БОХР принципиально отличается от такового в ВМФ. Корабли и суда БОХР делятся по назначению на сторожевые и обеспечения, по водоизмещению ‒ на корабли (суда) и катера. При этом в БОХР к кораблям и судам относятся суда водоизмещением свыше 100 т., к катерам ‒ водоизмещением менее 100 ‒ 150 т. (в ВМФ эта грань составляет 500 т.). Так, специальные пограничные проекты 10410, 14230 (полное водоизмещение ‒ 375 и 100 т. соответственно) по всем признакам соответствуют катерам ВМФ, но в БОХР официально относятся к пограничным сторожевым кораблям, как и катера некоторых других проектов.
В отличие от ВМФ, основу корабельного состава БОХР составляют корабли и катера одного по сути класса ‒ сторожевые. Эти корабли и катера существенно различаются по выполняемым задачам, размерениям, водоизмещению, автономности и другим ТТЭ, поэтому требуются дополнительные градации в пределах классов ПСКР и ПСКА, для чего используется система рангов.
Ранг в БОХР имеет совершенно иной смысл, нежели в ВМФ. Если в ВМФ класс корабля однозначно определяет его ранг (например, все малые ракетные корабли автоматически относятся к 3 рангу, все боевые катера – к 4 рангу), то в БОХР классы ПСКР, ПСКА и ПКО имеют независимые системы рангов (от 1-го до 2-го, 3-го или 4-го). Поэтому, например, ПСКР 1-го ранга в плане вооружения, ТТЭ и своих возможностей не имеют ничего общего с ПСКА 1-го ранга. Таким образом, в БОХР классы делятся на ранги (а не объединяются в ранги, как в ВМФ). Именно поэтому, говоря о корабле ВМФ, упоминать ранг необязательно (все эсминцы автоматически относятся к первому рангу, все десантные катера ‒ к четвертому) и наоборот, для классификации того или иного судна БОХР всегда необходимо указывать как его класс, так и ранг, т.к. только эта комбинация обеспечивает представление о его размерениях, автономности и возможностях.
Ранг ПСКР предположительно определяется соотношением водоизмещения, автономности и вооружения корабля. Деление на ранги ПСКА, судя по всему, основано в первую очередь на основном способе применения катера (самостоятельные операции по охране границы либо действия в составе группы), во вторую очередь ‒ на ТТЭ (размерения, автономность). Ранги имеют также суда и катера обеспечения БОХР.
В БОХР по факту можно выделить следующие классы кораблей и судов:
1. Пограничные сторожевые корабли (ПСКР) ‒ оснащенные вооружением боевые единицы, предназначенные для операций по охране государственной границы в пределах пограничной зоны (самостоятельно или во главе группы), имеющие водоизмещение свыше 100 т. и экипаж из военнослужащих.
ПСКР 1-го и 2-го рангов предназначены для действий на морских (включая арктические) акваториях и на реках.
1.1. ПСКР 1-го ранга имеют водоизмещение 2700 ‒ 3600 т. и высокую автономность (30 ‒ 60 сут.), вооружены артиллерией калибра 76 – 100 мм, несут вертолет, могут оснащаться ЗРК, торпедными аппаратами, РБУ.
1.2. ПСКР 2-го ранга имеют водоизмещение 500 ‒ 1600 т. и более, автономность 30 ‒ 40 сут., вооружены артиллерией калибра 30 – 76 мм, могут оснащаться ТА, ПЗРК, РБУ, БПЛА.
ПСКР 3-го и 4-го рангов по водоизмещению соответствуют катерам ВМФ, имеют автономность 7 ‒ 10 сут., предназначены для действий как на море, так и на пограничных реках. Вооружаются артиллерией калибра 30 –76 мм или крупнокалиберными пулеметами, могут оснащаться ПЗРК. Чем различаются ПСКР 3-го и 4-го рангов ‒ неизвестно.
1.3. ПСКР 3-го ранга имеют водоизмещение 100 ‒ 400 т.
1.4. ПСКР 4-го ранга имеют водоизмещение 100 ‒ 120 т.
2. Пограничные патрульные корабли (ППК) фактически соответствуют ПСКР 2-го ранга и имеют водоизмещение от 830 до 2700 т. От ПСКР отличаются, судя по всему, назначением и задачами, а также отсутствием вооружения.
3. Пограничные патрульные суда (ППС) ‒ переоборудованные из траулеров или созданные на их базе тихоходные суда водоизмещением от 200 до 1250 т. с гражданским штатом, не несущие вооружения. Все действующие ППС ‒ это суда, полученные БОХР в 1998 г. от ликвидированной Рыбоохраны; на ранги не подразделяются.
4. Пограничные сторожевые катера (ПСКА) ‒ катера водоизмещением до 150 т. (обычно в пределах 30 ‒ 60 т.). ПСКА 1-го и 2-го рангов предназначены для самостоятельных действий по охране границы; ПСКА 4-го ранга предназначены для действий в составе групп.
4.1. ПСКА 1-го ранга имеют водоизмещение около 60 т., оснащаются крупнокалиберным пулеметом.
4.2. ПСКА 2-го ранга имеют водоизмещение от 25 до 150 т., некоторые оснащены крупнокалиберным пулеметом, чаще же вооружения не несут, но предусмотрена его установка. Большая часть ПСКА относится ко второму рангу, включая все ПСКА на воздушной подушке.
4.3. ПСКА 4-го ранга ‒ небольшие малые катера без вооружения водоизмещением от 5 до 45 т. Катеров 3-го ранга на вооружении не состоит.
5. Пограничные малые катера (ПМКА) ‒ предназначенные для действий в составе группы малые катера водоизмещением от 3 до 12 т., могут оснащаться пулеметом. На ранги (как и ПК) не подразделяются. Чем отличаются от класса ПСКА 4-го ранга ‒ неизвестно.
6. Пограничные патрульные катера (ПК) ‒ невооруженные катера водоизмещением 20 – 40 т. От ПСКА и ПМКА отличаются, вероятно, назначением.
7. Пограничные катера специальной службы (ПКАСС) ‒ те же ПСКА и ПМКА, используемые в качестве вспомогательных (преимущественно поисково-спасательных), а также круизные яхты специальной постройки. Делятся на 1-й (яхты), 2-й и 4-й ранги, при этом ПКАСС 2-го и 4-го рангов соответствуют классам ПСКА 2-го и 4-го рангов.
8. Пограничные моторные лодки, включая бортовые.
Суда и катера обеспечения БОХР можно разделить на корабли и катера обеспечения (ПКО, ПКАО) и рейдовые суда обеспечения (РСО).
1. Пограничные корабли и катера обеспечения (ПКО, ПКАО) ‒ танкеры, сухогрузные транспорты, самоходные баржи, буксиры. Некоторые корабли и все катера обеспечения имеют ЛЦО с литерными частями не «ПКО» или «ПКАО», как можно было бы предположить, а «ПСКР» и «ПСКА», хотя сторожевыми не являются. ПКО (имеющие ЛЦО вида «ПКО-») 1-го ранга имеют водоизмещение 4000 ‒ 6000 т., 3-го ранга ‒ до 800 т., ПКО 2-го и 4-го рангов не имеется.
2. Рейдовые суда обеспечения (РСО) ‒ баржи, плавучие причалы, плавказармы, буксирные катера и др. Литерно-цифровые обозначения имеют литерные части «РСО» (изредка ‒ «ПСКР»).
***
Аргументированные поправки, опровержения, коррекции, указания на неточности и неверные выводы - приветствуются.