Реклама Google — средство выживания форумов :)
Составную ракету такой схемы с жидкостным двигателем на второй ступени сейчас осуществить очень и очень трудно. Наша техника еще не готова к этому. Одна из причин кроется в проблеме включения жидкостного двигателя на большой высоте, практически в пустоте и, главное, в невесомости. А сколько еще времени пройдет, пока мы научимся надежно рассчитывать такие ракеты, потом строить их и «учить» летать?
— Вот обычная одиночная ракета, мы умеем их делать, и они у нас скоро будут летать, и неплохо! А что, если две соединить вместе? — Теперь Михаил Клавдиевич дорисовывает справа от первой еще одну ракету и соединяет их горизонтальными черточками. — Что мы получаем? Получаем систему, состоящую, в данном случае, из двух ракет, каждая из которых уже готовится к испытаниям, имеет производственную базу. И нет сомнения в успехе! Что же остается? Как только будет отработана ракета, останется «научить» эту систему летать.
Ради исторической справедливости следует отметить, что впервые в истории ракетной техники созданная по схеме "пакета" межконтинентальная ракета Р-7 существенно отличалась от "пакета Тихонравова". Все составляющие "пакета" Р-7 были разработаны специально для этой ракеты, причем центральный и боковой блоки существенно отличались друг от друга. Реальные конструкции в силу многочисленных требований технологии, надежности и эксплуатации кардинально отличаются от идей, заложенных в первые проекты. Разработчики Р-7 выпустили проект ракеты, не прочитав ни одного отчета Тихонравова. Внимательно их проштудировал только главный конструктор Р-7 - Королев.
В отличие от Циолковского Тихонравов, однако, отказался от переливания топлива между баками отдельных ракет пакета и предложил схему, в которой осуществлялось последовательное включение двигателей определенным образом скомпонованных групп ракет в пакете, которые сбрасывались после того, как в них полностью израсходуется топливо.
В отчете рассмотрены обе схемы, как без переливания топлива, так и с его переливанием. Правда, в последнем случае принималось, что переливание происходит во время всего полета, а не циклически, как у Циолковского.
Но наиболее ярко и конкретно, в части связи «разработок Тихонравова» с «созданием составной жидкостной баллистической ракеты Р-7» высказался Сергей Сергеевич Крюков. Он однозначно заявил: «Ученики Тихонравова — Солдатова, Максимов, а вот сегодня и Брыков, приписывают «какую-то роль» работам Тихонравова в создании «семерки»! Мы делали «семерку» ничего не зная ни об отчетах НИИ-4, ни о докладах Тихонравова и исследованиях его группы!»
Ради исторической справедливости следует отметить, что впервые в истории ракетной техники созданная по схеме "пакета" межконтинентальная ракета Р-7 существенно отличалась от "пакета Тихонравова". Все составляющие "пакета" Р-7 были разработаны специально для этой ракеты, причем центральный и боковой блоки существенно отличались друг от друга. Реальные конструкции в силу многочисленных требований технологии, надежности и эксплуатации кардинально отличаются от идей, заложенных в первые проекты. Разработчики Р-7 выпустили проект ракеты, не прочитав ни одного отчета Тихонравова. Внимательно их проштудировал только главный конструктор Р-7 - Королев.
НЕСУЩАЯ СХЕМА ИЗ ТРЕХ РАКЕТ
Составная ракета будет работать подобно ступенчатой ракете, так как двигатель центральной ракеты следует в этом случае включать в момент сбрасывания крайних ракет. Задача о подборе оптимальных параметров центральной ракеты эквивалентна задаче о подборе второй степени ступенчатой ракеты при заданных параметрах первой. Решение этой задачи мы приведем в следующем разделе для случаев, когда первая ступень состоит из одной или из двух стандартных ракет.
Таким образом, добавление к двум стандартным ракетам ЗР небольшой дополнительной ракеты весом порядка 20 т может обеспечить весьма большие дальности, даже если ограничиться ступенчатым вариантом несущей схемы.
При обсуждении в 1951 году результатов исследований, заказанных Королевым Тихонравову и Келдышу, выяснилась полная идентичность основных результатов, полученных двумя независимо разработанными методами. Это указывало на надежность выполненных исследований! Неожиданно обнаружилось, что пока сотрудники Тихонравова анализировали возможности обеспечения надежного старта пакета и преодоления атмосферы, благополучного переливания топлива, разделения ступеней и отделения боевой части с требуемыми точностными характеристиками, сотрудники Келдыша сняли ограничение на составляющие пакет одиночные ракеты, провели полную оптимизацию параметров пакета и получили схему, которая «...оказалась наиболее интересной и привлекательной для конструкторов, что и было отмечено ими в ходе обсуждения результатов Сводного отчета. Именно по этой схеме и была сконструирована впоследствии ракета Р-7»
высказался Сергей Сергеевич Крюков. Он однозначно заявил: «Ученики Тихонравова — Солдатова, Максимов, а вот сегодня и Брыков, приписывают «какую-то роль» работам Тихонравова в создании «семерки»! Мы делали «семерку» ничего не зная ни об отчетах НИИ-4, ни о докладах Тихонравова и исследованиях его группы!»
Необходимо отметить, что создание этого эскизного проекта не является случайностью, а подготовлено всей предшествующей работой организации, занимавшихся разработкой РДД.
...
А также ряда организаций АН СССР. Отделения прикладной математики Математического института им Стеклова. Института автоматики и телемеханики и др. Особо должны были отмечены первые работы М. К. Тихонравова.
Предварительные изыскания по созданию такой ракеты начались в 1950 году при выполнении работ по теме Н3 "Исследование перспектив создания РДД различных типов с дальностью полета 5000-10 000 км с массой боевой части 1-10 т". Тема выполнялась по Постановлению от 4 декабря 1950 года. К работе привлекались ОКБ-456 (В.П. Глушко), НИИ-885 (М.С. Рязанский, Н.А. Пилюгин), НИИ-3 (В.К. Шебанин) и НИИ-4 (А.И. Соколов), ЦИАМ (Г.П. Свищев), ЦАГИ (А.А. Дородницын, В.В. Струминский), НИИ-6 (В.А. Сухих), НИИ-125 (Б.П. Жуков), НИИ-137 (В.А. Костров), НИИ-504(С.И. Карпов), НИИ-10 (В.И. Кузнецов) и НИИ-49 (А.И. Чарин), Математический институт им. А.Н. Стеклова (М.В. Келдыш) и др.
Всю свою творческую жизнь учёного и инженера Б. Н. Петров уделял пристальное внимание проблемам управления двигательными установками таких летательных аппаратов, как баллистические ракеты.
В 50-х годах Б. Н. Петров начал работать с академиком С. П. Королёвым, выполняя исследования и разрабатывая системы регулирования для первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Б. Н. Петров часто бывал участником-консультантом на заседаниях знаменитого совета Главных конструкторов, возглавляемого С. П. Королёвым. Первые конструктивные результаты в исследовании динамики жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и его электронном аналоговом моделировании были получены Борисом Николаевичем с сотрудниками в 1950 — 1951 гг.
В 1954 г. Институту автоматики и телемеханики постановлением Правительства было поручено возглавить исследования в части управления двигательной установкой, разрабатываемой С. П. Королёвым межконтинентальной ракеты. Б. Н. Петров взял на себя ответственность за идеологию создания принципиально новых терминальных систем управления расходованием топлива ЖРД, которые существенно повышали энергетику ракеты за счёт резкого сокращения гарантийных запасов топлива. Он был научным руководителем и одним из основных участников разработки теории, принципов построения и алгоритмов управления для указанного класса систем для всех крупных жидкостных ракет, начиная с королёвской Р-7, и для всех последующих крупных боевых ракет и ракет-носителей космических аппаратов.
Много сил вложил Б. Н. Петров в создание основных блоков терминальных систем: бортовых измерителей уровня компонентов топлива, бортового прецизионного датчика давления в камере сгорания ЖРД, дросселей системы опорожнения баков и системы регулирования соотношения компонентов топлива и сервомеханизмов этих систем.
Существенный научный вклад внёс Б. Н. Петров в создание систем предварительного успокоения гравитационно стабилизированных спутников Земли, систем управления спутников связи и непосредственного телевещания на геостационарной орбите, в создание ряда многоместных пилотируемых кораблей-спутников, проведение их запусков, в осуществление первого в мире выхода человека в космическое пространство, в разработку автоматических станций, в выводе на окололунную орбиту первого в мире искусственного спутника Луны.
Первый председатель Совета «Интеркосмос» при АН СССР Б. Н. Петров активно участвовал в организации международных космических программ. Одной из крупных программ был проект «Союз-Аполлон», над которым работали коллективы учёных, инженеров, конструкторов в СССР и США. Борис Николаевич внёс огромный личный вклад в решение многочисленных организационных, научных и технических проблем, связанных с этим проектом.
Всю свою творческую жизнь Б. Н. Петров работал в тесном контакте с ведущими деятелями нашей ракетно-космической науки и техники — С. П. Королёвым, В. П. Глушко, М. К. Янгелем, В. Н. Челомеем, В. Ф. Уткиным, М. Ф. Решетнёвым, В. П. Мишиным, Н. А. Пилюгиным и другими первопроходцами нашего ракетостроения и космонавтики. Он по праву вошёл в состав когорты основоположников отечественной космонавтики. Борис Николаевич участвовал в большинстве пусков в Капустином Яре и на Байконуре в период становления и первых работ С. П. Королёва по освоению космического пространства. Неоднократно участвовал в работе Государственной комиссии по пускам. Многолетний творческий контакт связывал Бориса Николаевича с М. В. Келдышем. Б. Н. Петров участвовал в разработке и обсуждении космических программ нашей страны. В период разработки отечественной многоразовой космической системы Б. Н. Петров активно участвовал в формировании облика корабля «Буран».
Предварительные изыскания по созданию такой ракеты начались в 1950 г
Много сил вложил Б. Н. Петров в создание основных блоков терминальных систем: бортовых измерителей уровня компонентов топлива,