Вот по Кипру 1960-1974гг..
БАЗИРОВАНИЕ ФЛОТА
Первоначально базирование небольшого флота предполагалось в Фамагусте, самом крупном порте страны, имевшем развитую портовую инфраструктуру. Но с закупкой советских ТКА в 1964г. было решено оборудовать отдельную ВМБ в небольшом порту Богази, расположенном недалеко к востоку от Фамагусты. Она и стала фактически основной базой флота. Для этого были оборудованы склады и мастерские, в порту развернуты средства ПВО. В 1965-1967гг. были оборудованы и вспомогательные военно-морские станции в Ксилофаго и Кирении, способные принимать и производить легкий ремонт ТКА. На станцию в Кирении (станция была оборудована у стен средневекового замка, для чего из Богази были перевезены 4 зенитных пул. «Эрликон» и запчасти для катеров) стал постоянно базироваться второй дивизион ТКА (2 катера). При необходимости могли быть также использованы порты Лимассол, Пафос, Ларнака.
3 патрульных катера типа «R»
«Orion», «Phaethon», «Dedalos»
Бывшие немецкие катера-тральщики (Räumboote) серий «R-151» и «R-218»
«Orion» Быв. R-154. Спущен 13.09.1940 г., стр. №2443. С 1.12.1945 - Датский MR-154, в 1951 переименован в «Asnaes».
«Phaethon» Быв. R-155. Спущен 03.10.1940 г., стр. №2444. С 1.12.1945 - Датский MR-155, в 1951 переименован в «Bognaes».
«Dedalos» Быв. R-236. Спущен 01.02.1944 г., стр. №2819. С 9.9.1945 - Датский MR-236, в 1951 переименован в «Trellenaes».
Серия: R-151 - 158
Дата постройки: 9-10.1940г.
Завод-строитель: Burmester, Burg-Lesum
Водоизм. (среднее/полное): 110/126 т.
Основные размеры: 35,4 х5,55x1,5 м
Двигатели: 2x1800 л.с. дизеля. MWM, 2 винта
Макс. скорость: 23.5 уз.
Дальность плавания: 1100 морских мили при 15 уз.
Запас топлива: 10 т.
Вооружение: 1х1 40 мм Bofors L60
2х1 20 мм Oerlikon
Радары: ?
Серия: R-218-233
Дата постройки: 1.2.1944г.
Завод-строитель: Burmester, Burg-Lesum
Водоизм. (среднее/полное): 140/148 т.
Основные размеры: 39,35х5,72х1,61 м
Двигатели: 2x2500 л.с. дизеля. MWM, 2 винта
Макс. скорость: 22,5 уз.
Дальность плавания: 1000 морских мили при 15 уз.
Запас топлива: 15 т.
Вооружение: 1х1 40 мм Bofors L60
2х1 20 мм Oerlikon
Радары: -
Все катера в 1961г. куплены частным лицом N.J.Nomikos из Пирея, Греция. В 1961-62г. перекуплены кипрским миллионером Левентисом для формирования Национальной Гвардии Кипра.
8 августа 1964г., во время локального греко-турецкого конфликта (известного как бои у Коккино), у порта Ксерос «Phaethon» был атакован тур. авиацией и тяжело поврежден ракетой, попавшей в машинное отделение. С поврежденными машинами катер выбросился на берег. Ответным огнем 40мм скорострельного орудия был сбит турецкий F-100 Super Sabre (б\н 55-2766) пилотируемый капитаном Ченгизом Топелем. В виду тяжелых повреждений, «Phaethon» более не ремонтировался и не вводился в строй. Исключен из списков в 1964г.
«Orion» (б\н 15), так же принимал участие в августовских боях 1964г. и имел повреждения. Позже переименован в «Leventis» и оснащен радаром. 16 августа 1974г. принял участие в военном путче на острове – обстрелял радиостанцию и резиденцию архиепископа в Пафосе. Дальнейшая судьба неизвестна.
«Dedalos», в виду плохого состояния двигателей, фактически был выведен в резерв в середине 60х. Согласно некоторым источникам окончательно исключен из списков в 1972-73гг.
6 торпедных катеров типа «Комсомолец»
«Т-1» - «Т-6»
Советские катера пр.123К «Комсомолец» (обозначение НАТО P-4 Skinhead).
Проект: 123К, ЦКБ-19 (гл. конструктор В.М. Бурлаков)
Головн. образец: 1951г.
Завод-строитель: Феодосийский судостроительный завод №831
Водоизм. (среднее/полное): 21,1/22,5 т.
Основные размеры: 19,3 х3,6х1,8 м
Двигатели: дизельные М-50 2х1000 л.с., 2 винта
Макс. скорость: 50 уз.
Дальность плавания: 450 морских мили при 35 уз.
Вооружение: 2х1 450мм ТА типа ТТКА-45-52,
1х2 14,5 мм пул. 2М-5
Радары: РЛС «Зарница», станция опознавания «Факел-М»
Экипаж: 12 чел.
Закуплены в СССР в 1964г. Первая партия из 4х ТКА была доставлена на Кипр в октябре 1964г. в режиме полной секретности через Египет на борту транспорта «Капитан Бушез». Вторая же партия из 2х ТКА прибыла в феврале 1965г.
В апреле 1965г. ТКА «Т3» совершил свои первые учебные стрельбы торпедами по неподвижной цели (списанная деревянная каика), а чуть позже принял участие в учениях совместно со СКА «Leventis», во время которых отрабатывалась тактика захода на атаку по движущейся цели.
Организационно все ТКА были сведены в одну флотилию, 2-х дивизионного состава, с базированием на ВМБ Богази. В 1965г. один дивизион был переведен сначала в морскую станцию Ксилофаго, а затем во вновь оборудованную военно-морскую станцию в Кирении.
К 1974г. ТКА ВМС Кипра уже были с изношенными механизмами, и могли развивать максимальную скорость до 30-31уз. 19 июля 1974г. в 20.30 катера «Т1» и «Т3», базировавшиеся на станцию в Кирении получили приказ быть в полной боевой готовности. В 5.00 катерам дан приказ атаковать приближающиеся турецкие корабли, но попадают под массированный удар турецкой авиации. В 5.15 тяжело поврежденный «Т1» тонет, а в 5.23 под ударами кораблей сопровождения десанта и авиации погибает и «Т3». Остальные катера, базировавшиеся в Богази, в боевых действиях участия не принимали. Два катера, оставленные при отступлении Национальной гвардии в неповрежденном состоянии в Богази, были захвачены турецкими войсками в качестве трофеев и ныне экспонируются в военно-морском музее в Стамбуле.
2 патрульных катера класса «Esterel» («Kelefstis Stamou»)
P28 «Kelefstis Stamou», P29 «Diopos Antoniou»
Завод-строитель: CN de l’Esterel, Cannes
Водоизм. (среднее/полное): 89/115т.
Основные размеры: 29x5x1,5 м
Двигатели: 2xMTU 12V331 TC81x1,015 kW - дизели, 2700 л.с, 2 винта
Макс. скорость: 27-30 уз.
Дальность плавания: 1,500 морских мили при 15 уз.
Вооружение: 1x1 40мм ор. и 1x1 20мм/70 кал. скоростр. орудия Mk4
(возможно перевооружение на 2х1 20 mm/70 кал. Mk4 вместо 1х1 40мм)
4x1 РС 12 SSM (не установлены)
Радары: ?
Экипаж: 17 чел.
Катера заказаны пр-вом Кипра во Франции в 1973г. В 1974г. из-за разразившегося греко-турецкого кризиса вокруг Кипра и введенного эмбарго были задержаны во Франции. В 1975г. выкуплены пр-вом Греции и введены в состав греческих ВМС.
По некоторым непроверенным данным, пр-во Кипра закупило в начале 70х годов и три ТКА "Type 100" в Югославии.