[image]

Морские охотники МО

Теги:флот
 
+
-
edit
 

matelot

аксакал
★★★
Сегодня приблизилась к завершению история, к которой подходит вроде подзатертый советский лозунг «никто не забыт, ничто не забыто».В думском Комитете по делам ветеранов назвали имена моряков с катера «малый охотник», погибшего в Черном море в 1943 году. Телекомпания НТВ подробно рассказывали об этой поисковой операции.
http://news.ntv.ru/118068/
В мае группа дайверов, в которую входили и корреспонденты НТВ, спустилась на дно Цемесской бухты и обнаружила там обломки военного катера, а в них — полуистлевший бортовой журнал. Его подняли на поверхность и передали на расшифровку специалистам.

С их выводами ознакомился корреспондент НТВ Владислав Сорокин.

Почти никто не верил, что получится расшифровать записи бортового журнала, который пролежал на морском дне больше 60 лет, узнать номер катера «малый охотник» и хоть что-то о членах его экипажа. Первым делом экспертам удалось установить личность капитана — В.Шпанько. Но чуть позже из архива пришла неприятная новость.

Константин Богданов, председатель «Разведовательно-водолазного клуба»: «В послужном списке Шпанько не значится, что он служил на СК-32. Для нас это было, честно говоря, неожиданно».

Дайверы с головой ушли в архивы, сначала во флотские, потом в архивы ФСБ. Помог экс-директор Николай Ковалев. И все-таки выяснили, что за человек командовал пограничным катером.

Константин Богданов: «Старший лейтенант Шпанько Виктор Максимович. Собственно, это полностью соответствовало нашей подписи „В.Шпанько“. 13-го года рождения, уроженец села Новая Елизаветовка Каховского района Николаевской области. Нам удалось установить фамилию его родственников, а также, что старший лейтенант Шпанько был награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны первой степени и медалью „За оборону Севастополя“».

Еще при первом погружении, когда и был найден судовой журнал, дайверы увидели, какие повреждения получил корабль — кормы фактически не было.

Катера класса «малый охотник» в годы войны входили в состав различных пограничных дивизионов. Конвой и транспорт-десанты были их основными боевыми задачами. Катер Виктора Шпанько участвовал в обороне Севастополя, перевозил людей и технику под непрерывным обстрелом со всех сторон, и с моря, и с воздуха. Но однажды напоролся на мину.

Константин Богданов: «Каким-то образом он отклонился от форватера, напоролся на мину, и в районе кормы произошел взрыв».

Владислав Бунтыло, президент «Разведовательно-водолазного клуба»: «Взрывом снесло всю рубку, даже сорвало с креплений пулеметы, которые были установлены за рубкой. Удивительно, как люди остались люди живы».

Капитан и еще 15 членов экипажа остались живы после той страшной катастрофы. Виктор Шпанько погиб через год, в 1944. Его сторожевой катер в районе порта Поти потопила вражеская подводная лодка. Судьба других выживших пока неизвестна.

Дайверы надеются на помощь думского Комитета по делам ветеранов. Может, получится найти родственников моряков, привезти их в район Мысхако и показать место, где лежит корабль с бортовым номером СКА-098. Теперь тут своего рода подводный музей.

Телекомпания НТВ будет участвовать в поисках родственников моряков. Ниже указаны фамилии павших. Если кто-то из этих людей может быть вашим близким, сообщите об этом по электронной почте Cka098ntv.ru.

Тюфякин Иван Иванович (Рязань) — лейтенант, помощник командира катера

Янсон Николай Николаевич (Воронеж) — мичман, командир отделения радистов

Переяслов Николай Зиновьевич — старшина 2 статьи

Сухоруков Федор Андреевич — командир отделения минеров, краснофлотец, минер

Михалев Петр Алексеевич — старшина 2 статьи, старший моторист

Дикарев Алексей Иванович — краснофлотец, строевой.
   
+
-
edit
 

matelot

аксакал
★★★
Виктор Глушенко
"Морские охотники" в Озерейке

Журнальный зал | Звезда, 2005 N5 | ВИКТОР ГЛУШЕНКО - "Морские охотники" в Озерейке.

Журнальный зал Русского Журнала: Звезда, 2005 N5 - ВИКТОР ГЛУШЕНКО - "Морские охотники" в Озерейке.

// magazines.russ.ru
 
   
+
-
edit
 

adv1971

аксакал
★★★
matelot> Катера класса «малый охотник» в годы войны входили в состав различных пограничных дивизионов.

Всетаки журналистов надо регулярно пороть. Тогда не будет пограничных дивизионов в 1943 году.

matelot> Капитан и еще 15 членов экипажа остались живы после той страшной катастрофы. Виктор Шпанько погиб через год, в 1944. Его сторожевой катер в районе порта Поти потопила вражеская подводная лодка. Судьба других выживших пока неизвестна.

Разве на ЧФ у немцев были ПЛ?
Мне казалось, что нет. Наверное все-таки на мине подорвался.
   
+
-
edit
 

matelot

аксакал
★★★
adv1971> Разве на ЧФ у немцев были ПЛ?
adv1971> Мне казалось, что нет. Наверное все-таки на мине подорвался.


«ЭМБА»

тн, 7886 брт, Совтанкер. Капитан — А. С. Журавлев.

Дата и место гибли — 30.07.43, рейд порта Сухуми.

В январе 1942 г. в порту Камыш-Бурун танкер был поврежден авиабомбой, в мае прибуксирован в Сухуми, где сел на грунт и использовался как плавемкость. 30 июля 1943 г. немецкая ПЛ «U-24» выпустила по полузатопленному танкеру 2 торпеды, вызвавшие большие разрушения.

ЦВМА, ф. 10, д. 9100, л. 93; ф. 38, д. 11054, л. 51; Rohwer J. [43], S. 219; НМНМП; ЧМП.

«СМЕЛЫЙ»

бук. п/х, Капитан — Е. К. Щуров (погиб). Дата и место гибели — 29.05.44, Сухумский зал., 42°52' с.ш., 41°04' в.д.

Следовал из Очамчири в Сухуми. Потоплен немецкой ПЛ «U-23». Погибло 11 чел.

ЦГАНХ, ф. 9045, оп. 3, д. 1293, л. 393; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3 д. 132, л. 14-15; Rohwer J. [43], S. 221; ЧМП.

«ПЕСТЕЛЬ»

груз.-пасс. п/х, 1850 брт, ЧГМП. Капитан — С. Н. Кушнаренко (погиб).

Дата и место гибели — 19.06.44, у порта Трабзон, 41°03' с.ш., 39°42' в.д.

Занимался перевозкой грузов из Турции. На выходе из порта Трабзон в турецких территориальных водах был потоплен немецкой ПЛ «U-20». Подошедшие советские СКА спасли из воды 48 чел. Погибло 18 чел., в том числе капитан С. Н. Кушнаренко, до конца руководивший эвакуацией экипажа.

ЦВМА ф. 10 д. 18253 л. 404, 406; Под флагом Родины [25] с. 290; Музей МФ; Rohwer J. [43], S. 222.
   
RU Вованыч_1977 #04.10.2007 23:57  @adv1971#04.10.2007 23:04
+
+1
-
edit
 
adv1971> Разве на ЧФ у немцев были ПЛ?
adv1971> Мне казалось, что нет. Наверное все-таки на мине подорвался.

А малые ПЛ II серии?
   
+
-
edit
 

matelot

аксакал
★★★
10 Sep U-19 Ohlenburg Scuttled Turkish coast
10 Sep U-20 Grafen Scuttled Turkish coast
10 Sep U-23 Arendt Scuttled Turkish coast
25 Aug 10Sep? U-24 Lenzmann Scuttled (later raised by USSR) Constanza (Kustendje)

В частности эти лодки 2 серии - а что было потом с U-24?
   
+
-
edit
 

matelot

аксакал
★★★
знаю человека который видел торпеду выпущенную с нем. пл на пляже в Сухуми
   
Это сообщение редактировалось 05.10.2007 в 00:46

boxer

опытный

У-24-в августе 44г затоплена в Констанце.Весной 45г поднята АСС ЧФ .В строй не вводилась.Летом 47г потоплена как судно-цель ПЛ М-120
   

PSKR

втянувшийся

У немцев на ЧФ было 6 ПЛ II серии доставлены сухопутным, затем речным путём (по Дунаю).
ТРИ были выведены/потопленны Советской авиацией во время массированного налёта на Констанцу в 1944 г.
Оставшиеся ТРИ были затоплены немцами в районе Босфора, т.к. турки не пропустили через проливы лодки.
Кроме этого Итальянцы распологали на ЧФ флотилией малых ПЛ. одна или несколько были потоплены в Ялте.
   
+
-
edit
 

matelot

аксакал
★★★
рисунок В.Емышева специально для статьи Боженко

Прикреплённые файлы:
 
   
+
-
edit
 

IGOR_MORE

аксакал
★☆
boxer> У-24-в августе 44г затоплена в Констанце.Весной 45г поднята АСС ЧФ .В строй не вводилась.Летом 47г потоплена как судно-цель ПЛ М-120

Причём, М-120 сначала расстреливала её снарядами, но та упорно не хотела тонуть. Потом, командир плюнул на всё это дело, развернул свою Пл и выпустил торпеду. Кстати, не так давно немцы, в кулуарных разговорах с нашими ветеранами, высказали свою заинтересованность в поднятии этой ПЛ. Вот только думаю, стоит ли овчинка выделки: глубина там большая, да и непонятно, что от корабля такого водоизмещения осталось после попадания в него торпеды.
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

boxer

опытный

Я не вдавался в подробности но у С.С.Б.значится что У-18 потоплена артогнем а У-24-торпедами с М-120.
Что за мероприятие я не знаю.
А поднимать -не поднимать это дело их сугубо хозяйское.
Дай Бог что бы у нас были спонсоры на такие вещи
   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru