В 1971 году после беседы с капитан-директором Барановым И. А. получил приглашение на приемку РПБ "Восток" в должности промыслового помощника. Базу "Восток" и суда РДС (рыбодобывающие суда) мы изучали и осваивали на Адмиралтейском заводе Ленинграда в течение 8 месяцев. Затем ходовые испытания базы и 2-х экспериментальных РДС. Время было зимнее (конец ноября, декабрь). Финский залив, а затем и Балтика, начали покрываться коркой льда. Мне пришлось участвовать в испытаниях РДС, т. к. у заводчан не было капитана на РДС для испытаний. Работа была очень сложная и напряженная. В 8 утра нас (два РДС, 5 человек экипажа на каждом) спускали на воду для отработки различных задач. Погода была штормовая, со снежными зарядами и морозом. Питались, как правило, сухим пайком, т. к. что-либо подогреть из продуктов было негде. Когда ударили морозы посильней, наши испытания усложнились, т. к. стеклопластиковые корпуса льдом начало резать, и РДС начали терять мореходность. Спуски РДС прекратили, и 20 декабря нас (два экипажа РДС) отправили в порт постройки ПЭЛУ для ремонта. Это был первый сигнал для конструкторов о недоработке проекта первых РДС (они назывались "Надежда"). Переход из Финского залива через весь Питер по Неве в ночное время под всеми мостами до самой Онеги оставил сильное впечатление.
Ведь мы привыкли к открытым водам морей и океанов, а здесь такая красота: огромный город с двух бортов, штиль и тишина. Вот такое бы плавание!
Затем приемка всех 14 РДС на заводе-изготовителе и выход в первый промрейс. Освоение плавбазы и РДС было сложным и мучительным. Надо было доказать, что добывающий флот базы способен обеспечить ее рыбой (250-300 т в сутки). Мне, как промысловому помощнику, приходилось постоянно находиться на борту РДС. Экипажи РДС работали сутки через сутки, а я без всякой смены, т. к. все время возникали проблемы то с кошельками, то с тралами, то с близнецами. Уснуть на РДС невозможно из-за дикого шума дизелей -два ДВС-300 (танковые) и вспомогач (150 л. с.), а также сильной неприятной качки, стеклопластиковые РДС болтались, как поплавки, на любой волне.
Как помощнику капитана по промыслу, мне часто приходилось вылетать на вертолете в поисках концентрации рыбы и наводить суда (РДС) на косяки. База благодаря большой скорости оперативно перемещалась в место скопления рыбы.
Добывающие суда РПБ "Восток" были рассчитаны для добычи рыбы на мелководье, раньше зона была 3 мили. Так как комплекс "Восток" строили 10 лет, правила рыболовства изменились. Иностранные государства начали вводить рыболовные и экономические зоны до 250 миль. РДС для добычи рыбы на больших глубинах непригодны. Надо было доказывать конструкторам, что РДС не работоспособны на больших глубинах. Тут нам помогло, что во время нахождения на борту плавбазы в тропиках корпуса РДС начали разлагаться. В итоге представители Регистра СССР, которые постоянно находились на базе, запретили спуск их на воду.
Так и закончилась эпопея РДС на "Востоке".