Уважаемые форумчане, мне кажется, что изложенная ниже идея настолько очевидна, что давно ( со времен ВМВ) могла бы быть осуществлена. Однако мне неизвестно, чтобы она была когда-то использована, за исключением 1 фрагмента (он приведен ниже,
курсивом)
Основным вооружением современного истребителя являются управляемые ракеты «воздух-воздух», однако автоматические пушки по-прежнему остаются важным средством поражения воздушных целей в маневренном воздушном бою. Снятие пушек с вооружения истребителей в конце 50-х и начале 60-х годов, как показал опыт локальных многочисленных конфликтов, было ошибочным. В связи с тем, что артиллерийское вооружение широко применяется на современных истребителях, повышение его эффективности остается по-прежнему актуальным.
1 вариант---инфракрасный пассивный, для атаки с задней полусферы, с узким полем зрения, фиксирующий излучение сопла двигателя (его пока не рассматриваем)
2 вариант---внеракурсный, оптический, активный.
В процессе атаки воздушной цели при помощи бортовых пушек (или пулеметов---в наше время почти не применяются) пилот истребителя должен решать одновременно следующие задачи:
1) Навести прицельную марку на цель.
2) Своевременно открыть огонь (нажать на гашетку). В случае запаздывания с открытием огня на 1 секунду количество выстрелов, произведенных по цели, сократится, напр., на 110 для пушки M61A2 Vulcan или на 150 для пушки ГШ-6-23.
3) Быстро прекратить огонь, если цель вышла из зоны поражения за счет маневра, и также быстро возобновить его после уточнения наводки. Этот пункт важен в связи с тем, что соотношение боекомплекта и скорострельности пушек на истребителе позволяет израсходовать все боеприпасы за очень короткое время (напр., Mirage 2000---ок. 4 сек, F/A-18 Hornet---5,25 сек, МиГ-29---6 сек)
4) Своевременно отвернуть от цели, чтобы избежать столкновения
Все эти действия пилот должен был выполнить в условиях крайнего дефицита времени еще в эпоху поршневых истребителей (в ВМВ). С появлением и развитием реактивных сверхзвуковых самолетов и увеличением их скоростей в 2-3 раза проблема значительно обострилась (помимо дефицита времени возросли и перегрузки). Автоматизация этих действий значительно снизит нагрузку на летчика и повысит вероятность поражения цели.
3 задачи из 4-х поддаются полной автоматизации настолько простыми средствами, что они были возможны еще более 70-и лет назад, во время ВМВ, хотя и ценой некоторых снижения скорости самолета. Собственно говоря, тогда частично эта автоматизация и была реализована:
«Одна из попыток радикального усиления огневой мощи связана с созданием системы SG500 "Ягерфауст". Она разработана на основе известного у нас "Фаустпатрона" и представляла собой реактивную гранату калибром 50 мм, заключённую в лёгкую трубчатую пусковую установку. По пять таких ПУ устанавливались вертикально в корне крыла. Предполагалось, что перехватчик пролетит под целью (на расстоянии 20-90 м), а запуск ракет выполнит фотоэлемент, который сработает от тени, падающей от цели. Эта система проходила отработку на истребителе Fw 190, а роль мишеней выполняли воздушные шары. В одном из полётов было зафиксировано 7 попаданий, после чего систему решили установить на Me 163В-0 (V45). Она состояла из 5 направляющих в каждом крыле и фотодатчика. Первый вылет был сделан 24 декабря 1944 г. Мишенью был аэростат, подвешенный между двумя высокими мачтами на краю аэродрома. Так как полёт проходил на малой высоте, то Me 163 имел половинную заправку. После взлёта и набора 300 м пилот приготовился к атаке и снял блокировку с фотоэлементов. Через мгновение прозвучал выстрел ракет, которые повредили фонарь кабины и сорвали с пилота шлем. Посадка проводилась аварийно и завершилась несколькими "козлами". На разборе решили, что фотоэлементы сработали от облаков, проплывавших над самолётом. После доработки системы запуска новым оружием оборудовали 12 самолётов, но только однажды она была использована в боевых условиях. Сообщения некоторых источников, что с помощью "Ягерфауста" был сбит В-17, кажутся мне сомнительными.» Messerschmitt Me.163 Komet
В наше время, с появлением лазеров и высокочувствительных приемников оптического излучения, задача автоматизации существенно упростилась. Действия (2), (3), (4) полностью автоматизировать чрезвычайно просто. Пилоту достаточно будет систему автоматического открытия огня, напр., нажатием кнопки на рукоятке управления, и затем навести прицельную марку на цель и начать сближение с противником. Пушки сами откроют огонь, как только вражеский самолет окажется в зоне их поражения.
Если цель маневрирует, стремясь уклониться от обстрела, то пилот истребителя должен все время корректировать огонь, наводя прицельную марку на самолет противника. Т.к. из-за быстроты процессов летчик не может каждый раз прекращать огонь, когда цель отходит от прицельной марки, это вызывает большой бесполезный расход боеприпасов. Например, в 1972 году во Вьетнаме 8 истребителей МиГ-19 произвели 1050 выстрелов (65 % боекомплекта), чтобы вывести из строя 2 самолета F-4, при том, что для поражения самолета было достаточно попадания 1-2 снарядов пушки НР-30.
Схема действия системы понятна из рисунков 1 и 2.
Известно из школьного курса анатомии и физиологии, что время прохождение сигнала в цепочке ГЛАЗ-МОЗГ-РУКА составляет примерно 0,6 сек. Т.е., между тем, как пилот увидит нечто важное и нажмет (или отпустит) гашетку, даже околозвуковой самолет пролетит 200 м, а пушка Vulcan зря выпустит в пространство 72 снаряда (ГШ-6-23 --- 90 снарядов). Если автоматизировать процесс открытия и прекращения огня, то можно значительного повышения эффективности стрельбы по воздушным целям.
Недостатки и проблемы (ИМХО, вполне преодолимые):
1) В тумане или облаках излучатель и приемники оптического диапазона будут действовать плохо, понадобятся более длинные волны (дальний ИК?)
2) В простейшем варианте система будет обладать малой дальностью
(в пределах, где траекторию снарядов можно считать прямолинейной). На большей дальности придется согласовать лучи и поля зрения датчиков со снижением снарядов под действием силы тяжести.
3) Система активная, и в перспективе может появиться прибор, который включит систему автоматического маневрирования самолета-цели при облучении .
4) Если забыть выключить систему, возможна засветка Солнцем , которое очень ярко светит на ВСЕХ длинах волн, в том числе и в узкой области чувствительности датчика, закрытого светофильтром, и несанкционированный залп.
5) Для системы плохо подходят пушки Гатлинга, т.к. открытие и прекращение огнф у них занимает продолжительное время(0,3-0,5 сек), и и преимущества системы уменьшаются. Больше подходя револьверные пушки
Реклама...
30-мм английская пушка Aden разработана английским центром НИОКР по вооружению ADEN (позже переименован в RARDE - Royal Armament Research and Development Establishment - Королевский центр НИОКР по вооружению) совместно с оружейным государственным арсеналом RSAF в Энфилде. Разработка пушки Aden началась сразу после окончания войны на основе немецкой револьверной пушки MG-213C. Скользящий затвор пушки MG-213C был заменен вращающимся барабаном с пятью патронниками, в который снаряды подавались из магазина, расположенного сзади.
// Дальше — www.airwar.ru
Можно пойти еще дальше: установить на истребителе координатор цели (как на УР «воздух-воздух», но, конечно, не с модулирующим диском, а современный), который автоматически наводил бы его на атакуемый самолет, чтобы летчику достаточно было навести прицельную марку, услышать зуммер захвата в цели в наушниках и отпустить ручку управления. Но это уже ВТОРОЙ ЭТАП автоматизации.
Искал в Интернете, по разному формулируя вопрос, но ничего похожего не нашел.
Возможно, что
1) похожая система построена и используется, но мне не удалось ее найти.
2) В идее заложен «подводный камень», о которого я не заметил, и она неосуществима
3) Что-то, о чем я по дилетантству и не догадываюсь (сам я летал на самолете только пассажиром)
Буду очень признателен за ответы, соображения и даже домыслы.
С уважением, Donkey20