Реклама Google — средство выживания форумов :)
Большинство из рассматриваемых в настоящее время проектов относятся к коммерческим и связаны с запуском иностранных спутников. В сегодняшней практике в большинстве из них используются американские комплектующие элементы и американские технологии. По законодательству США, в случае использования более 25 % комплектующих элементов для реализации проекта требуется получение лицензии правительства США. То есть объем наших работ по предоставлению услуг по запуску в значительной степени будет зависеть от решений правительства США. Этот вывод подтверждается и резолюцией конгресса США, принятой в 1996 году, в которой содержится следующая рекомендация: "Президент не должен выдавать лицензии на использование иностранных избыточных баллистических ракет для космических услуг без предварительного предоставления конгрессу в каждом случае доклада о последствиях такого использования для ракетно-космической промышленности США и для усилий США по обеспечению нераспространения ракетных технологий".
Through December 2000, commercial Proton launches of U.S. satellites were limited by a May 1993 agreement between the United States and Russia. Under this agreement, Proton LVs could not be sold commercially for less than 7.5 percent below the lowest offer from Western LSPs.40 This restriction was imposed as punishment for certain unfavorable Russian trade practices, including exporting missile technology to Iran. The agreement, which allowed the Proton to launch up to 20 satellites to GEO or GTO between 1993 and 2000, expired December 2000.
In December 2000, the U.S. State Department decided to allow the bilateral quota agreement limiting the number of commercial launches on the Proton to expire. This permits the sale of an unlimited number of Proton LVs and will help provide the 88 American and Russian space flights necessary for building, outfitting, and staffing the ISS through 2005
Теперь рассмотрим второй базовый вопрос - как выглядит космическая экономика. Потому что сейчас она уже устроена сильно не так, как мы привыкли о ней думать по нашей (!) инерции мышления. Где-то с пол года назад я писал подробную аналитику на эту тему. Если кому будет интересно, скажите, приведу ссылку. Там расписано с деталями. Здесь же зафиксирую только итоги.
Если взять все космические деньги за 100%, то получается примерно следующее. По происхождению они делятся на 65% частных и 35% - государственных. Причем государственные тоже делятся на 1/3 - чисто государственных нужд (военные и разведывательный спутники, тестирование будущих носителей ядерного оружия и прочие государственные потребности, оплачиваемые из бюджета) и 2/3 - доходы от сдачи госимущества в аренду. Например, для заброски на орбиту коммерческих грузов.
Это значит, что чисто бюджетных денег в отрасли вертится мало. Просто масштаб отрасли столь велик, что в абсолютных цифрах они производят глубокое впечатление. Однако главные деньги приносит все же бизнес. Например, ретрансляция сигнала связи и телевидения. Мониторинг поверхности земли. Частные системы коммерческого управления. Дистанционное резервирование коммерческих (прежде всего банковских) данных. Страхование. Если смотреть с этой стороны, то космическая экономика выглядит так: 61 - 65% - коммерческое использование космоса; 25 - 27% - производство космической техники (ракеты, спутники, двигатели, солнечные панели, электроника и т.п.); 8 - 14% - собственно услуги извоза, т.е. доставка полезной нагрузки на орбиту.