tatarin> Это я понял!Человек уже космические технологии осваивает а сопло сейчас является и останется самым "узким" местом. Так и будут теряться двигатели. Ибо где тонко там и рвется. Положить конец этому можно перейдя на графит к примеру пересчитав конструкцию двигателя. Почему нет?
Сейчас испытывается двигатель РДМ-60-2 с удлинением L/D = 2 - это в 8 раз меньше, чем у двигателя РДМ-60-16.
Разгар - величина, которая равна разнице между конечным критическим диаметром сопла и начальным.
1. Для двигателя РДМ-60-16 с удлинением L/D = 16 разгар примерно составляет: (8...10)мм;
2. Для двигателя РДМ-60-2 с удлинением L/D = 2 разгар примерно составляет: (4...5)мм;
Очевидно, что функция разгара от удлинения не пропорциональна. И это будет приводить к увеличению рабочего давления при увеличении удлинения корпуса и наоборот. То, двигатель РДМ-60-2 сейчас находится в более жестких условиях работы, чем с удлинение L/D = 16.
Данная непропорциональность обусловлена именно тем, что при увеличении удлинения корпуса растёт рабочее давление и увеличивается разгар из-за увеличения давления.
А давление увеличивается потому, что функция разгара линейна, а функция Кн квадратична и при увеличении размеров сопла при неизменном времени работы разгар не поспевает за увеличением площади критического сечения.
Т.е. сопло по диаметру у двигателя РДМ-60-2 раздувает в 1,8...1,9 раз;
А у двигателя РДМ-60-16 только 1,4...1,5 раза.
Тогда целесообразнее попытаться увеличить стойкость самой керамики, чтобы можно было ещё поднять рабочее давление, что реально, так как данная керамика:
1. Хорошо ложиться на прогрессивный режим работы и не зависит от диаметра корпуса, а только от его удлинения.
2. Есть куда наращивать стойкость керамики и это:
1. Обработка дополнительными связующими, например жидким стеклом;
2. Усиленный обжиг до температур (1000...1200)°С.
Поэтому пока будет отрабатываться керамическая технология.