[image]

Атмосферный дайвер

Производство и запасание рабочего тела на низкой орбите для многоразовых систем
Теги:космос
 
1 2 3 4 5 6 7

Xan

координатор

Небольшой довесок к стандартной атмосфере.
Последние три колонки:

Ватты на м2 нагрева прилетающим потоком. Несколько бОльшую мощность должна иметь реактивная струя двигателя. А солнечные батареи дают всего ватт сто/м2.

Равновесная температура одностороннего чёрного тела, которую греет поток. Если труба длиннее своего радиуса и выделение тепла размазано по длине, то стенки трубы не будут сильно горячими. Даже на невозможной высоте 120 км. Так что с охлаждением излучением проблемы нет.

Давление потока. На самом деле за счёт трения давление будет меньше. В разы. И это маленькое давление надо потом дожимать хотя бы до маленьких долей атмосферы.

h (км)	P (мбар)	T (°К)	rho (кг/м3)	N (м–3)	H (км)	l (м)	(W/m2)	T(К)	P(Pa)
90	2.8e–3	210	5.0e–6		9.0e19	6.5	0.021	1140000	2111
100	5.8e–4	230	8.8e–7		1.8e19	7.4	0.09	200000	1366
110	1.7e–4	260	2.1e–7		5.4e18	8.5	0.4	48000	956	7.0
120	6e–5	300	5.6e–8		1.8e18	10	1.3	12800	687	3.32
150	5e–6	450	3.2e–9		9.0e16	15	18	730	336	0.19


После некоторого сжатия воздух надо пропустить через катализатор, который "убьёт" атомарный кислород и другие прелести.
А потом отжать из него азот через молекулярное сито.
Азот сразу в двигатель.
Из кислорода отжать аргон.
И сжижать уже чистый кислород.
   

Xan

координатор

Полл> на высоте 200 км содержание азота в атмосфере равно содержанию кислорода.
Полл> Это, конечно, принципиально ничего не меняет.

Если в заборник летят отдельные молекулы (200 км высоты), ты можешь дать им постукаться о стенки и потерять энергию = остыть.
А потом применить компрессор.
Но молекула вполне (50%) может выбрать путь к свободе — улететь обратно из заборника.
Ну и давление перед компрессором будет очень низким. Потому что молекулы отдали свой импульс стенкам, а не устроили давку к компрессору.

А если у тебя поток плотного газа (100 км высоты), то у него есть давление rho * v2.
Фронт ударной волны можно рассматривать как поршень, на который действует это давление, а он сжимает газ за фронтом.
Давление получается гораздо больше, чем у окружающего вакуума, компрессору работать меньше.
Плюс молекулы не убегают обратно, влетающий поток им не даёт.

Поэтому чем ниже, тем выгоднее.
Ограничение здесь — аэродинамическое сопротивление солнечных батарей.
Причём даже если их делать нулевой толщины, это не до конца поможет.
Так как молекулы вакуума имеют температуру и, соответственно, не нулевую компоненту перпендикулярную поверхности батарей, то некоторое количество будет по батареям стукать.
А так как батареи не идеально гладкие, то им будет передаваться часть импульса (вдоль поверхности).

Поэтому можно подумать о ядерном реакторе! :D
   
+
-1
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠☠☠
А если так - молекула стукается о наш сборщик, ионизируется (для этого держим на раструбе соответствующее напряжение) и далее или ускоряется для поддержания скорости, или опять же электромагнитно тормозится и попадает в бак.
Т.е. несколько секций ускоряющих и несколько тормозящих расположенные параллельно.
   6666
EE Татарин #31.10.2018 20:13
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Ученые ЦАГИ испытали двигатель перспективного космического аппарата

© tsagi.ru
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») провели серию наземных испытаний по проекту создания прямоточных воздушных электрореактивных двигателей (ПВЭРД) для долговременного поддержания космических аппаратов (КА) на сверхнизких орбитах (до 250 км). Исследования проводятся в рамках программы ЦАГИ—РАН, партнером ЦАГИ в них выступает МАИ.

Преимуществом перспективного аппарата с ПВЭРД станут его экономичность и длительность пребывания на орбите, ограниченная лишь физическим ресурсом двигателя, а не запасом топлива. Предполагается, что роль топлива будет играть разреженный воздух из атмосферы, который ионизируется и разгоняется в электромагнитном поле. Получившаяся плазма устремляется из двигателя наружу, сообщая КА ускорение в противоположном направлении. Полет на сверхнизких орбитах позволит КА выполнить те же целевые задачи, что и на популярных сегодня низких орбитах высотой порядка 1000 км, но значительно уменьшить массу КА и соответственно затраты на его запуск (примерно в 300 раз). Также на порядки можно снизить требуемые мощности передатчиков и приемников спутниковой связи.

На данном этапе ученые ЦАГИ имитировали работу двигателя при различной плотности воздуха в специальной ионосферной аэродинамической трубе. Зажечь плазму можно только начиная с определенной плотности атмосферного газа — это значит, что есть высота, выше которой использование ПВЭРД невозможно из-за слишком разреженного воздуха. Специалисты получили это пороговое значение плотности и по нему вычислили диапазон высот, где атмосфера уже достаточно разрежена для уменьшения аэродинамического сопротивления, но еще позволяет запустить двигатель, тяга которого компенсирует сопротивление внешней среды.

По словам специалистов, испытания прошли успешно, результаты подтвердили реализуемость процесса ионизации в ранее предсказанном диапазоне высот150-190 км.

«Мы убедились в том, что выбранная схема двигателя позволяет зажечь плазму на ожидаемой высоте. Следующий шаг — определение ресурса двигателя. Ученые ЦАГИ с коллегами из других организаций представят технические решения, направленные на повышение ресурса, затем последует его расчетное определение, а финальным этапом станет проверка теоретических результатов экспериментами. После завершения всего комплекса наземных испытаний планируется провести летный эксперимент на сверхнизких орбитах в космосе», — сообщил руководитель программы аэрокосмических исследований ФГУП «ЦАГИ» Александр Филатьев.

Программа ЦАГИ—РАН действует с 2000 года. Ее цель — применение результатов фундаментальных исследований Российской академии наук для решения практических задач авиационно-космической отрасли. ЦАГИ в качестве головного института выполняет связующую роль между РАН и предприятиями промышленности, организуя прикладные исследования по наиболее актуальным проблемам авиастроения. Совместные исследования ученых ЦАГИ и МАИ в области разработки перспективных двигателей стартовали в 2014 году.
   69.0.3497.10069.0.3497.100
BY Naib #31.10.2018 21:44  @Татарин#31.10.2018 20:13
+
-
edit
 

Naib

аксакал

Татарин> Ученые ЦАГИ испытали двигатель перспективного космического аппарата
Татарин> © tsagi.ru

А энергию откуда брать?
   69.0.3497.10069.0.3497.100
DE Fakir #01.11.2018 00:11  @Татарин#31.10.2018 20:13
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Татарин> Ученые ЦАГИ испытали двигатель перспективного космического аппарата

Я всё лето ждал, когда ты её найдёшь! :)))
   51.051.0

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠☠☠
Naib> А энергию откуда брать?
С солнечных батарей, вестимо.
   7070
EE Татарин #01.11.2018 14:03  @Naib#31.10.2018 21:44
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Татарин>> Ученые ЦАГИ испытали двигатель перспективного космического аппарата
Татарин>> © tsagi.ru
Naib> А энергию откуда брать?
Солнечные батареи.
   69.0.3497.10069.0.3497.100
EE Татарин #01.11.2018 14:03  @Fakir#01.11.2018 00:11
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Татарин>> Ученые ЦАГИ испытали двигатель перспективного космического аппарата
Fakir> Я всё лето ждал, когда ты её найдёшь! :)))
Ты терпелив. :)
   69.0.3497.10069.0.3497.100
DE Fakir #01.11.2018 14:08  @Татарин#01.11.2018 14:03
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Татарин> Ты терпелив. :)

Иногда еще ленив и/или забывчив :) Много надо было бы расписывать по сабжу - когда, судя по топику, он всем перестал быть интересен.
   51.051.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Во блин, оказывается, уже три года всё забываю.
Один индус на эту тему даже диссер слепил, сделал много разных оценок.
К сожалению, таки мыслимые цифры, как и следовало ожидать, очень скромны. И основное ограничения - это доступная энерговооружённость, а она, в свою очередь, определяется сопротивлением, а оно - свободномолекулярным характером течения. Ну, и еще вытекающей из него же низкой эффективность сжатия.


The propellant collection equations enable the study of where propellant collection is technically feasible as a function of orbit and vehicle performance parameters. Two case studies conducted for a very-low Earth orbit science mission and a propellant depot-type mission serve to demonstrate the application of the propellant collection equations derived in this work. The results of this work show where propellant collection is technically feasible for a wide range of orbit and vehicle performance parameters.

However, propellant collection is not presently suitable for propellant depot applications due to limitations in power.

--

Drag Coefficients and Collector Efficiency
The drag coefficients and both contribute to the overall aerodynamic
drag on a propellant collecting vehicle. This work makes use of the analytical drag
coefficient derivations from Sentman to estimate the drag coefficient as a function of the
orbit, the collector efficiency, and the usage ratio [47]. Sentman's analysis makes the
assumption of free-molecular flow and diffuse reflection of particles.
...



Compressor Efficiency
In order to compress the oncoming flow for storage, the compressor system must
operate over several orders of magnitude of pressure. Systems capable of achieving the
high compression ratios necessary to perform this function exist in the form of vacuum
pumps. The most likely analog to a notional compression system for a propellant-
collecting vehicle is the turbomolecular pump. Turbomolecular pumps are
turbomachinery devices which utilize a rotating blade assembly over several stages to
mechanically compress ingested gas. Thermodynamically, turbomolecular pumps are
inefficient because they ingest a small mass flow rate and must combat comparatively
large friction and backflow losses [73]. Hablanian estimates turbomolecular pump
thermodynamic efficiency to be "only a few percent." Thus compressor efficiency in this
work is taken to vary between one and ten percent.



Collector Efficiency 0.4
Drag Coefficient Sentman’s Result



Diameter 1.27 m
Length 6.3 m
Volume 8 m3
Usage Ratio 0.61
Total Generated Power 583 kWe
Total Reactor Mass 81,000 kg
Vehicle Dry Mass 135,000 kg
Vehicle Density 16,875 kg/m3
Radiator Area (Deployed) 39 m2
Orbit 140 km, 28.5° Inclination, Circular
Annual Mass Surplus 340 kg/year

At first glance these specifications appear reasonable.


Table 17. Specifications for a collector design which meets the dimension and reactor mass
constraints in addition to the feasibility condition.
Diameter 3.89 m
Length 19.4 m
Volume 230.6 m3
Usage Ratio 0.43
Total Generated Power 583 kWe
Total Reactor Mass 81,000 kg
Vehicle Dry Mass 135,000 kg
Vehicle Density 585 kg/m3
Radiator Area (Deployed) 39 m2
Orbit 170 km, 28.5° Inclination, Circular
Annual Mass Surplus 79.3 kg/year


Table 18. Specifications for a collector design in the ideal case which meets the design constraints.
Diameter 3.96 m
Length 19.8 m
Volume 244 m3
Usage Ratio 0.26
Total Generated Power 3,240 kWe
Total Reactor Mass 81,000 kg
Vehicle Dry Mass 135,000 kg
Vehicle Density 553 kg/m3
Radiator Area (Deployed) 23.4 m2
Orbit 130 km, 28.5° Inclination, Circular
Annual Mass Surplus 4,367 kg/year
 



Согласно другим работам, "собираемость" ВЗ не превышает 50%, причём чем больше размеры - тем она хуже. Хотя разброс у разных авторов ощутимый, т.к. применяются разные модели, притом что, строго говоря, ни одна из них не является полностью корректной для условий орб. полёта на 100-120 км. Но порядок результатов один. Разница скорее в оптимальных конструкциях заборников.
   56.056.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir> стакан (конечного причём размера, и небольшого! задача не одномерная), наполненный почти покоящимся газом очень, ну очень высокой температуры, открытый в пространство, наполненное газом на порядок меньшей плотности. (да, он набегает с большой скоростью; однако пробег от этого не меньше).
Fakir> Много ли газа останется в стакане?
Fakir> (подсказка: тут еще одна неприятность - ...)

Ну собственно, видимо, подсказка была слишком непрозрачной, а намёк слишком тонким: проблема в том, что сечения взаимодействия молекул существенно зависят от их относительной скорости, и могут меняться в разы. Т.е. при характерных скоростях налетающих молекул и встречных отражённых сечения меняют раза в два - это уже не "шарики". Среди себе подобных представителей семейства налетающих и отражённых молекул можно считать шариками с одним и тем же диаметром, но друг относительно друга они уже куда меньше, и друг друга совсем уже не чувствуют (и без того-то течение свободномолекулярное или близкое к тому, а тут уж и совсем...).
   56.056.0
RU Dust Raider #31.08.2021 20:17
+
-
edit
 

Dust Raider
Leopold2013

новичок
Прочитал тему. Ключевой вопрос целесообразности разработки дайвера - а зОчем (???! :eek: ) он вообще такой нужен на Земле? Я понимаю черпать гелий-3 из атмосферы какого-нибудь Урана. Но собирать кислород, на Земле, и ради этого городить такую сложную, хрупкую и непроизводительную систему?

С точки зрения эксплуатации, не особо выгодно собирать таким аппаратом кислород. Кислород так-то нужен только в нижних ступенях РН, верхние выгоднее делать на гидразине и других самовоспламеняющихся составах, или же нехимические (ядерные, ионные, на парусах). Зачем его добывать дополнительно, да ещё и таким неестественным способом - непонятно. Отговорки про то чтобы использовать его в качестве рабочего тела - не канают (слишком уж он химически активный, когда чистый).
   91.091.0
RU Zenitchik #03.09.2021 19:02  @Dust Raider#31.08.2021 20:17
+
-
edit
 

Zenitchik

старожил

D.R.> Отговорки про то чтобы использовать его в качестве рабочего тела - не канают (слишком уж он химически активный, когда чистый).

Насколько я понял, его как раз таки и собираются использовать в качестве рабочего тела, причём сразу, а не потом. И вся эта канитель чисто для поддержания низкой орбиты без расхода топлива.
   92.0.4515.15992.0.4515.159
RU Дем #04.09.2021 10:14  @Dust Raider#31.08.2021 20:17
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠☠☠
D.R.> Отговорки про то чтобы использовать его в качестве рабочего тела - не канают (слишком уж он химически активный, когда чистый).
Прямоточный ЭРД - возможно получится даже без значимого контакта рабочего тела с конструкцией...
   91.091.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Возможно без особых проблем (хотя там и кислород играет меньшую роль, в полном соответствии с составом). Но такой ЭРД годится только на поддержание высоты орбиты и ни на что иное - очень, очень узкоспециальная задача. Настолько низкая орбита не сильно востребована.
А, ну еще можно плоскость орбиты менять без изменения высоты. Это поинтереснее, но опять же - слишком орбита низкая, невостребованная. Разве что у высокоорбитального (ну, относительно высоко-) сперва орбиту снижать (относительно малозатратная операция), а потом менять наклонение и снова поднимать. При большом изменении наклонения может быть выгодно.
   56.056.0
RU Dust Raider #05.09.2021 11:48  @Zenitchik#03.09.2021 19:02
+
-
edit
 

Dust Raider
Leopold2013

новичок
Zenitchik> Насколько я понял, его как раз таки и собираются использовать в качестве рабочего тела, причём сразу, а не потом. И вся эта канитель чисто для поддержания низкой орбиты без расхода топлива.
Я так понял из сообщений в теме, что многие не согласились с тем что низкая орбита так уж нужна. И я разделяю их мнение.

Дем> Прямоточный ЭРД - возможно получится даже без значимого контакта рабочего тела с конструкцией...
Ну, допустим (заборники одеть в какой-то стойкий полимер, сам ЭРД, действительно, с газом контактирует мало - только катод и анод, которые имеют относительно малую площадь поверхности и их можно сделать из, например, драгметаллов).

Fakir> А, ну еще можно плоскость орбиты менять без изменения высоты. Это поинтереснее, но опять же - слишком орбита низкая, невостребованная. Разве что у высокоорбитального (ну, относительно высоко-) сперва орбиту снижать (относительно малозатратная операция), а потом менять наклонение и снова поднимать. При большом изменении наклонения может быть выгодно.
Стыковать какой попало спутник с таким "карман-буксиром" не получится - изменится лобовое сопротивление, а значит упадёт эффективность связки. Значит, это надо изначально закладывать в конструкцию. Т.е., большую часть времени оно будет бесполезной массой.

Fakir> Но такой ЭРД годится только на поддержание высоты орбиты и ни на что иное - очень, очень узкоспециальная задача. Настолько низкая орбита не сильно востребована.
Вот именно, что это что-то очень узкоспециальное. Настолько узко, что вряд ли кому-то нужно. Это либо единичный проект для каких-то научных целей (ну, не знаю, допустим, натурное изучение какой-то высокоскоростной аэродинамики на линии Кармана), либо что-то военное. Но искренне не могу предположить, зачем воякам может такое понадобиться. Какой-нибудь спутник оптической разведки, ныряющий в атмосферу и активно меняющий наклонение в том случае если им заинтересовался инспектор вероятного противника? :) (Своеобразный "вираж на бреющем полёте"... :D :D )
   91.091.0
RU Zenitchik #05.09.2021 15:51  @Dust Raider#05.09.2021 11:48
+
-
edit
 

Zenitchik

старожил

D.R.> Вот именно, что это что-то очень узкоспециальное. Настолько узко, что вряд ли кому-то нужно. Это либо единичный проект для каких-то научных целей (ну, не знаю, допустим, натурное изучение какой-то высокоскоростной аэродинамики на линии Кармана),

Думаю, это должно быть что-то постоянно летающее на предельно низких орбитах, на которых нормальный спутник года не проживёт. Скорее геофизика, аэродинамика, гравиметрия какая-нибудь. Может, какая-нибудь хитрая астрономия вторичных частиц...
   92.0.4515.15992.0.4515.159
Данное сообщение является официальным предупреждением
DE Fakir #05.09.2021 19:34  @Dust Raider#05.09.2021 11:48
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Пожалуйста, впредь не смешивайте ответы разным пользователям в один пост - отвечайте каждому в отдельности, используя инструмент "ответить" именно на данный пост. За нарушение форматирования и связности на данном форуме предусмотрен штраф, т.к. это затрудняет разделение тем, если в нём возникнет необходимость.
   56.056.0

  • Fakir [05.09.2021 19:34]: Административное предупреждение: Fakir#05.09.21 19:34
RU Dust Raider #06.09.2021 13:03  @Fakir#05.09.2021 19:34
+
-
edit
 

Dust Raider
Leopold2013

новичок
Fakir> Пожалуйста, впредь не смешивайте ответы разным пользователям в один пост

Принято, спасибо. Больше не буду. (Извините, привык что на многих форумах наоборот требуют в одно сообщение ответы объединять).
   91.091.0
RU Dust Raider #06.09.2021 13:05  @Zenitchik#05.09.2021 15:51
+
-
edit
 

Dust Raider
Leopold2013

новичок
Zenitchik> Скорее геофизика, аэродинамика, гравиметрия какая-нибудь. Может, какая-нибудь хитрая астрономия вторичных частиц...
Да, геофизика это кстати приложение для такой машины. Вулканологи за замеры распространения частиц пыли в верхней атмосфере удавились бы. Да и не только они.
   91.091.0

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠☠☠
Fakir> Настолько низкая орбита не сильно востребована.
Для "орбитального интернета" - очень даже востребована, там чем ниже тем лучше. Ибо ослабление сигнала пропорционально квадрату расстояния - на 250 км летать вчетверо лучше чем на 500. И соотвественно терминал вчетверо дешевле.
И это могут быть десятки-сотни тысяч спутников...
   91.091.0
RU Дем #07.09.2021 12:11  @Dust Raider#05.09.2021 11:48
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠☠☠
D.R.> Ну, допустим (заборники одеть в какой-то стойкий полимер, сам ЭРД, действительно, с газом контактирует мало - только катод и анод, которые имеют относительно малую площадь поверхности и их можно сделать из, например, драгметаллов).
Тут может просто будет достаточно электроны в канал эжектировать...

D.R.> Стыковать какой попало спутник с таким "карман-буксиром" не получится - изменится лобовое сопротивление, а значит упадёт эффективность связки.
Так стыковать необязательно непосредственно, можно тросом хоть в сотни км, чтобы он выше атмосферы остался.

D.R.> Вот именно, что это что-то очень узкоспециальное. Настолько узко, что вряд ли кому-то нужно.
Смотри выше - низкоорбитальный интернет.
   91.091.0
+
-
edit
 

Zenitchik

старожил

Дем> на 250 км летать вчетверо лучше чем на 500.

Это было бы верно, если бы Земля была точечным объектом.
   92.0.4515.15992.0.4515.159
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠☠☠
Дем>> на 250 км летать вчетверо лучше чем на 500.
Zenitchik> Это было бы верно, если бы Земля была точечным объектом.
Для нетотечного оно тоже верно
   91.091.0
1 2 3 4 5 6 7

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru