R.F.>> М-да, вонючий случай!:) Полнейшее непонимание того, что написал в предыдущем сообщении, что, в общем-то, меня нисколько не удивляет, т.к. скорее всего имею дело с гуманитариями, не более, чем только лишь что-то слышавшими о такой дисциплине, как "Сопротивление материалов"...:) P.V.> Выводы делать ты горазд, но не разобравшись в ситуации. Не стоит повторять это в суждениях о собеседниках.R.F.>> В каком описании?:) P.V.> Нет уж, это ты сначала покажи документацию, на основе данных из которой производил расчет.R.F.>> ...погрешность в расчетах не настолько велика, чтобы обращать на нее внимание.P.V.> Тогда для чего ты даешь "фору" и всячески акцентируешь внимание на недостатке исходной информации?R.F.>> Еще раз, абстрагируемся от таких понятий, как пределы пропорциональности, упругости и текучести (почитай хотя бы соответствующие статьи в Педивикии, чтобы не выглядеть идиотом в глазах почтенной публики, не говорю о том, чтобы ты засел за учебники), ибо, повторяю, это для таких как ты - тёмный лес P.V.> Так ты инженер или демагог?R.F.>> и предположим, что америкосам в конце 60-х удалось создать абсолютно упругий материал (такового не существует и поныне) из которого они запилили торсионные валы. P.V.> Так почему ты предполагаешь, что удалось создать?P.V.> "Запилили" - ультраинженерно!R.F.>> "Лунный автомобиль обладал массой в 210 кг и грузоподъёмностью в условиях лунной силы тяжести в 490 кг." Полная масса - 700 кг. Разделим ее на 6 (надо объяснять, почему?:)))) P.V.> Объясни, будь добр. А то для меня темный лес твоя писанина. Ты же сам это заявил.R.F.>> и на 4 получаем около 30 ........Правильно - колесо уе...т стоящего рядом с ним клоуна (иначе не назовешь) с энергией равной произведению массы колеса в сборе, ступицы, редуктора, ТЭДа, рычагов подвески и прочего на квадрат скорости (немалой!) и передаст значительную ее часть его тушке!:))) P.V.> Смотрим видео с теста на Земле. Колесо уе...ло стоящего рядом? Нет. P.V.> Смотрим видео с Луны. Колесо уе...ло стоящего рядом? Нет. P.V.> Более того, визуально, все автоматические трансформации никак не тянут на усилие близкое к 120 кгP.V.> Почему?R.F.>> Ёпта (кричит инженер), нескладушка - она должна это сделать сама!!!:))) Автоматически!!!:))) Но нет... P.V.> Тебе показать видео, где ровер на Земле раскладывается согласно лунной ситуации, без доп. участия?P.V.> Тебе показать видео, где ровер на Луне раскладывается только при участии двух астронавтов?R.F.>> Повторяю, здесь я сделал допущение, что материал торсионных валов - абсолютно упругий, P.V.> Зачем ты сделал допущение? В реальности никаких допущений и никакого абстрагирования быть не может.P.V.> Будь добр, раз уж ты такой мастак выводы делать, объясни - на кой черт производить огромный массив натурных испытаний, в т. ч. с имитацией лунной гравитации, если не удалось обеспечить трансформацию из транспортного положения в рабочее?P.V.> Spacecraft With Wheels - The Lunar Rover - YouTubeR.F.>> Теперь - о фото. .... при опускании пепелаца на грунт его ЗАТОРМОЖЕННОЕ колесо оставило этот смазанный след, это же, повторяю, объясняет отсутствие других следов - попал к точке съемки по воздуху. P.V.> Зачем ровер таскать краном (да еще и с обжатой осью), когда он может ездить сам? Правильно! Специально, что бы опровергуны не нашли следов и сделали самый тупой из всех возможных выводов.R.F.>> То что он, смазанный, расположен под углом к ДП и предполагаемой траектории движения, видно невооруженным глазом, но все-же можете его "вооружить" приложите линейку к видимой гряде, ограничивающей его снаружи.:)))P.V.> И где ты на этой фотографии увидел следы ровера?P.V.> https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e5/AS17-137-20979.jpg/1024px-AS17-137-20979.jpg
"Выводы делать ты горазд, но не разобравшись в ситуации. Не стоит повторять это в суждениях о собеседниках."
Допускаю, что часто бываю резок в суждениях, но в ВС, где прослужил немало лет, было не до дипломатии - привык говорить о саже, что она черная, а о снеге, что он белый, и если вижу, что человек демонстрирует полное непонимание, обусловленное отсутствием необходимых специальных знаний, говорю ему об этом прямо. И чтобы разобраться в ситуации там, где мой "хлеб", мне много времени не потребовалось.
"Нет уж, это ты сначала покажи документацию, на основе данных из которой производил расчет."
Документации, относящейся к подвеске ровера, кто бы и что ни говорил, - чуть менее, чем ни хрена, все, что удалось нарыть в результате долгих исканий, это огрызок чертежа NASA, потому приходится довольствоваться им и кино- и фотодокументами, коих в сети - навалом. Геометрические параметры торсионных валов "вытащил" из упомянутого огрызка, точность, по вполне понятным причинам, - далеко не стопроцентная.
Если ты и в самом деле располагаешь необходимой информацией - диаметр и длина рабочей части валов, материал, из которого они изготовлены, - делись, буду весьма признателен.
"Тогда для чего ты даешь "фору" и всячески акцентируешь внимание на недостатке исходной информации?"
Даже не знаю, с чего начать, ибо пробелы в знаниях - действительно фантастические...
Тебе знакомы такие понятия, как "кристаллическая решетка", "межатомные связи"? Если нет, почитай хотя бы статьи в Педивикии.
Так вот, если к кристаллическому твердому телу (стальной торсионный вал является таковым) приложить силу, то положение центров ядер атомов, являющихся узлами решетки, в пространстве изменится. До достижения некоего определенного значения силы решетка "терпит", её форма изменяется (соответственно, изменяется форма тела, в различных его точках возникают напряжения), но межатомные связи не нарушаются. В этом случае, после прекращения действия приложенной силы, в результате электромагнитного взаимодействия электронов и ядер одних атомов с электронами и ядрами других положение центров ядер в пространстве восстанавливается, т.е. восстанавливается форма решетки, и, следовательно, размеры и форма самого твердого тела - такая деформация называется упругой. Если же значение приложенной силы превысит таковое суммы сил межатомного взаимодействия, то, понятно, что связи нарушатся, но исчезнут вовсе, а образуются новые, форма кристаллической решетки после прекращения действия приложенной силы будет прежней, но положение атомов, образовавших новые связи, в пространстве будет иным, размеры и форма тела изменятся - такая деформация называется пластической (необратимой).
Максимальная нагрузка, после снятия которой не возникает остаточных (пластических) деформаций, именуется пределом упругости, его принято определять величиной напряжения при допускаемой малой деформации, единица измерения - паскаль. Это неотъемлемое свойство веществ (не путать с ВЕЩЕСТВАМИ:)))).
Надеюсь, здесь все понятно?
Торсионный вал - ничто иное, как вращающийся стержень, работающий на кручение - один из видов деформации тела, возникающий в том случае, если нагрузка прикладывается к телу в виде пары сил в его поперечной плоскости. При этом в поперечных сечениях тела возникает только один внутренний силовой фактор — крутящий момент. Именно под его действием и должна "раскрываться" подвеска ровера, но...
не забываем о пределе упругости... В условиях кручения возникают касательные напряжения, и он, ПУ, здесь очень и очень близок к величине допускаемого напряжения при кручении.
Повторяю, обычно для изготовления торсионных валов используются высококачественные (индекс А в конце маркировки) конструкционные среднеуглеродистые хромоникельмолибденванадиевые стали, где допускаемые напряжения при кручении - 220-240 МПа, я же, предположив, что здесь использовался американский аналог "пружинной" стали 60С2А, где допускаемое напряжение при кручении при пульсирующей нагрузке - 300 МПа (максимальный угол закрутки вала на 25-36% больше, чем у такового же, изготовленного из "обычной" стали), дал америкосам фору с единственной целью - с наибольшей наглядностью показать, что даже использование "нестандартных" сталей для изготовления валов не позволит сделать задумку работоспособной. Конечно, какой-нибудь мой коллега (но не менеджер, юрист, экономист и т.д.) мог бы меня подловить, т.к. 300 МПа - это при пульсирующей нагрузке, а когда подвеска сложена, то здесь она - статическая и допускаемое напряжение при кручении для означенной стали, в этом случае 410 МПа. Это меняет не слишком многое - здесь верхний торсионный вал можно закрутить на угол 12,841*1,367=15,554 градуса, в то время, как требуемый - как минимум 72, в 4,63(!!!) раза больший! Вал будет "убит насмерть"!:)
"Так ты инженер или демагог?"
В отличие от большинства "сидящих" здесь апологетов американской лунной программы - инженер.
"Так почему ты предполагаешь, что удалось создать?"
Это допущение (то, что америкосам удалось создать абсолютно упругий материал) я сделал учитывая твое непонимание того, что писал тебе, для того лишь чтобы ты, опираясь на школьные знания физики (наивный!) увидел, что "не выходит каменный цветок". Здесь, повторяю, работал бы закон Гука - деформация, возникающая в упругом теле (пружине, стержне, консоли, балке и т. п.), пропорциональна приложенной к этому телу силе, от этого никуда не денешься! 26 кг - чтобы закрутить валы на ~15 градусов, а чтобы на в 4,7 раз больший - более 120 кг!
"Запилили" - ультраинженерно!"
Ничто человеческое нам, инженерам, не чуждо!:)))
"Объясни, будь добр. А то для меня темный лес твоя писанина. Ты же сам это заявил."
Полный пи...ец! Разделил на шесть потому, что на Луне сила гравитации в шесть раз меньше, чем на Земле!
"Смотрим видео с теста на Земле. Колесо уе...ло стоящего рядом? Нет."
"Смотрим видео с Луны. Колесо уе...ло стоящего рядом? Нет."
"Более того, визуально, все автоматические трансформации никак не тянут на усилие близкое к 120 кг."
Для образованного человека - лишнее доказательство того, что ровер - лажа! Повторяю, торсионные валы, изготовленные из стали, невозможно закрутить на углы, на которые они закручивались по версии америкосов! Пойми ты простую вещь: предел упругости материалов - это такая штука, которою обойти невозможно! Можно несколько увеличить его, для металлов, например, с помощью термообработки, счет здесь будет идти на несколько процентов, а не на несколько сотен таковых! И даже, еще раз повторю, если американцам удалось бы создать абсолютно упругий материал, то закон Гука не удалось бы обойти ни как!!!
"Тебе показать видео, где ровер на Земле раскладывается согласно лунной ситуации, без доп. участия?"
"Тебе показать видео, где ровер на Луне раскладывается только при участии двух астронавтов?"
Видел, и не однажды видел. О странностях поведения подвески (заметных специалистам) при этом уже писал.
"Будь добр, раз уж ты такой мастак выводы делать, объясни - на кой черт производить огромный массив натурных испытаний, в т. ч. с имитацией лунной гравитации, если не удалось обеспечить трансформацию из транспортного положения в рабочее?"
Легко! Целью всей этой ИМИТАЦИИ бурной деятельности было втянуть СССР в весьма и весьма затратную "лунную гонку" в надежде, что советская экономика её не выдержит. Не вышло, ибо не клюнули, вернее, клюнули, но вовремя спохватились и закрыли многие проекты. Зато все замечательно получилось с СОИ, результат - экономический кризис, переросший в политический, Союза нет, нет и много другого.
"Зачем ровер таскать краном (да еще и с обжатой осью), когда он может ездить сам? Правильно! Специально, что бы опровергуны не нашли следов и сделали самый тупой из всех возможных выводов."
"И где ты на этой фотографии увидел следы ровера?"
Я, в общем-то, писал о том, что НЕ УВИДЕЛ их таковых, какие они имеются на других кадрах - с четко просматривающимся рисунком протектора. Следы "астронавтов" здесь имеются, а вот следов ровера... Есть только лишь небольшой смазанный позади колеса (происхождение его уже объяснил)... С обжатой осью... Менеджеры, бляха-муха! С заторможенным колесом! Иначе, поскольку ТЭДы были были обесточены, и быть не могло, т.к. тормоза здесь, повторяю, нормально замкнутые - размыкаются одновременно с пуском двигателей! На кой, скажи, ляд перемещать краном телегу с включенными моторами - вращающимися колесами? О том, что на место съемки ровер попал не самостоятельно, свидетельствует отсутствие следов, которые, слава Богу, ты тоже не увидел.:))) Зачем? Да хрен его знает?! Причин может быть миллион и две штуки... Возможно сели батареи...