Evgen> "Асама" на камнях в 1915 г. Где именно она на
Evgen> камни села не в курсе. (из ЖЖ Владимира Якубова)
22 ноября отряд кораблей в составе крейсеров "Идзумо" (флаг контр-адмирала Морияма Кэйдзабуро), "Асама" и линкора "Хидзен" стал на якорь в заливе Магдалена у побережья Мексики. Там он находился в течение последующих двух месяцев, так как не исключалось, что в данном районе могут появиться немецкий рейдер "Принц Эйтель Фридрих" и ускользнувший от англичан крейсер "Дрезден". Причем японцы даже хотели оборудовать в мексиканских водах свою временную базу - подобную созданной в 1904 г. на островах Эллиот. Одним из подходящих мест для нее был пустынный залив Пуэрто Сан-Бартоломе (английское название Тётл Бэй) на побережье полуострова Калифорния. Для его обследования адмирал Морияма направил "Асаму", и этот приказ едва не оказался для крейсера роковым. Днем 31 января 1915 г. "Асама" при входе в залив Сан-Бартоломе во время шторма наскочила на не обозначенный на карте риф и распорола днище. Длина пробоины составила около 15 футов (5 м); корабль принял много воды и прочно сел на камни. К 16.00, то есть примерно через два часа после аварии, котельные отделения были полностью затоплены, и корабль лишился электроэнергии. Радиограмму о бедствии своевременно не отправили, а теперь без электричества радиопередатчик не работал. Находившийся поблизости британский угольщик "Лена" вообще радиостанции не имел, поэтому весть об аварии дошла до американского порта Сан-Диего только 2 февраля.(Следует заметить, что в известном справочнике HJentschura, D.Jung, RMickel, "Warships of the Imperial Japanese Navy 1869-1945" говорится о двух посадках "Асамы" на мель - 3.12.1914 в заливе Тётл Бэй и 31.1.1915 в заливе Сан-Бартоломе. Однако эта информация явно ошибочна, и в действительности речь идет об одном и том же случае 31 января.)
12 февраля в Пуэрто Сан-Бартоломе прибыл крейсер "Идзумо", вслед за ним - крейсер "Титосэ" и транспорт "Конан Мару". 19 марта пришли крейсер "Токива" и спасательное судно "Камакура Мару", а еще через 5 дней - спасатель "Канто" (бывший русский пароход "Манджурия") с группой специалистов и 250 рабочими из Японии. Спасательные работы были сопряжены с огромными трудностями; к 14 апреля с "Асамы" удалось снять 1200 т разных грузов, а из почти полностью затопленного корпуса откачать 6764 т. воды. Обследование показало, что днище корабля деформировано практически по всей площади, в носовом котельном отделении обнаружили пробоину размерами 7,8 х 0,9 м, а в кормовом - 2,1 х 0,1 м. Пробоины кое-как заделали стальными листами и цементом (последнего ушло 150 т), и 8 мая крейсер удалось снять с камней. К августу восстановили работоспособность половины котлов, и "Асама" теперь могла двигаться самостоятельно со скоростью 6 узлов. Однако о переходе через океан не могло быть и речи: кораблю требовался доковый ремонт. Выполнить его в США не представлялось возможным по политическим причинам (Соединенные Штаты все еще сохраняли нейтралитет), поэтому "Асаму" решили отправить в Канаду, на британскую военно-морскую базу Эскимо. 23 августа она в сопровождении крейсера "Титосэ" и спасательного судна "Канто" покинула залив Сан-Бартоломе. Аварийный крейсер тек, как решето: помпы работали без остановки, откачивая 700-800 т. воды в час. Тем не менее, 4 сентября корабли благополучно достигли пункта назначения. В доке английской базы днище залатали 43-мя дополнительными стальными заплатами, и 23 октября "Асама" вместе с "Канто" вышла из Канады в Японию. Герметичности корпуса по-прежнему не было, и во внутренние отсеки крейсера фильтровалось примерно по 100 т воды в час. К счастью для японцев, во время трансокеанского перехода удалось избежать встречи с сильными штормами, и 18 декабря 1915 г. многострадальный корабль прибыл в Иокосуку. Его окончательный ремонт проходил там же, в Йокосуке, и продолжался до марта 1917 г. В его ходе помимо исправления повреждений корпуса заменили и котлы - на 16 типа Миябара, как это было сделано ранее на "Токиве".