В разделе форума по Фрегатам 22350 пару дней назад была затронута тема о средней наработке на отказ РЛС Фуркэ и высказано несколько, на мой взгляд ,спорных утверждений. Наверное, есть смысл кратко прояснить этот вопрос.
Для предсказания отказов РЭО без учета взаимных связей и влияний составляющих его подсистем, как правило, используется экспоненциальная модель. Естественным для данного оборудования выглядит предположение, что отказы (поток отказов) появляются независимо и достаточно редко. По-другому, в терминологии ТМО поток отказов является простейшим потоком .
В рамках экспоненциальной модели вероятность безотказной работы в течение времени t определяется как:
P(t) = exp(- Lt), где L – плотность потока отказов (1)
Тогда вероятность отказа за время t будет равна:
Z(t) = 1 – exp(-Lt) (2)
Зная (2) , несложно получить среднее значение для потока отказов
( дифференцируя (2) , получаем выражение для плотности f(t) = dZ(t)/dt = L*exp(-Lt).
Далее, непосредственно из определения математического ожидания (среднего) интегрированием выражения t*f(t) получаем искомое выражение )
E(L) = 1/L (3)
Вернёмся к содержательной части. Для «Фуркэ» значение выражения (3) равно 800 часов.
А что это показывает для произвольного промежутка времени? Воспользуемся выражением (2) и посчитаем его для нескольких таких значений . Для простоты арифметических подсчетов возьмем интервалы в 8000 часов (приблизительно год) ,4000 часов (полгода), 800 и 400 часов.
Z(8000) = 0,999..
Z(4000) = 0,995..
Z(800) = 0,64..
Z(400) = 0,41..
Подсчёт сделан на "коленке", но порядок величин очевиден.
Как мы видим, вероятность безотказной работы РЛС Фуркэ со средней наработкой на отказ 800 часов даже в течение 400 часов не так уж и велика.
Для сравнения, аэродромные РЛС имеют среднюю наработку на отказ порядка 10 000 часов. Выводы делать не мне, но очевидно, что профилактика\ремонт корабельных РЛС, работающих в дежурном режиме – дело весьма частое.