Реклама Google — средство выживания форумов :)
МОСКВА, 11 октября. /ТАСС/. Дизель-электрическая подлодка Черноморского флота "Краснодар" в ходе тренировки была полностью обесточена и легла на грунт в Черном море. Об этом журналистам сообщил официальный представитель флота капитан 2-го ранга Алексей Рулев.
Циферблат дальности - визуальный механический индикатор для передачи сведений о дальности до цели. Совместно с индикатором угла склонения позволяет координировать наведение отдельных башен на корабле и концентрировать ведение огня несколькими кораблями.
Использовался в первой половине ХХ века и представлял из себя круговую шкалу в виде циферблата. Устанавливался на мачту или надстройку для обеспечения максимальной видимости. На циферблате дальности по кругу располагались цифры от 0 до 9 и две стрелки. По показаниям малой стрелки указывалась дальность стрельбы +10000 ярдов, то есть 0 соответствовал дальности 10000 ярдов, 1 - 11000 ярдов и так далее. Большая стрелка указывала на дальность в сотнях ярдов.
Впервые упоминание о циферблате дальности было сделано капитаном Фредериком Чарльзом Дрейером (англ. Frederic Charles Dreyer), создателем различных таблиц и приборов для артиллерийской стрельбы. Реализовать идею устройства, позволяющего передавать данные с дальномерного поста на орудийные башни удалось компании Vickers, инженеры которой в 1906 году совместили шкалы дальномера со стрелками кругового циферблата. Датчики дальномера указывали выбранный диапазон дальности, который с помощью сервопривода или, в случае его отказа - вручную, отображался на циферблате.
Циферблаты дальности использовались на кораблях до Второй мировой войны, когда на замену оптическим дальномерам пришли радиолокационные системы, обеспечивающие высокую точность измерений и позволяющие получать сведения о дальности в виде электрических сигналов.
В сорок пятом году, когда сдавалась Квантунская армия, я был в танковых частях. И вот мне предложили, как физику, заняться одной задачкой, несколько, правда, не сухопутного характера.
Захватывая японские бронекатера, наши моряки обратили внимание на то, что на всех командирских мостиках разрушено одно устройство: либо прострелено, либо разбито, но так или иначе уничтожено. Видимо, командиры катеров были предупреждены, что нельзя сдавать его победителям.
Вот мне и говорят: «Займись этим делом, посмотри, что за штука. Может быть, что-нибудь новенькое».
Стал я собирать все, что сохранилось от этого устройства. На одном катере рефлектор, на другом – какие-то погнутые трубочки, на третьем – совсем ничего не осталось. Вот этот-то катер, на котором ничего не осталось, и пригодился. То мне приносили детали, и я, как важная персона, перебирал их, а на этот катер сам приехал.
Прихожу на катер. Там, под присмотром наших моряков, японцы снимали вооружение. Спрашиваю через переводчика: «Что здесь стояло?» – «Фонарь», – отвечают. Это было похоже на правду: рефлекторы мы находили. Да и электрическая подводка шла к стойке с рефлектором. Но что за лампа? Судя по толщине проводов, очень уж маломощная, не мощнее мотоциклетной.
Тогда мы проследили проводку до генератора тока. Напряжение четырнадцать вольт, только-то. Спускаемся вниз, в машинное отделение, видим: идет от разрушенной на командирском мостике стойки тонкая, но толстостенная трубочка и уходит под обшивку. Сдираем обшивку. Катера у японцев быстроходные, но, как и у немцев, где можно, чепуховенько сделаны… Сказывалась нехватка материалов. Сдираем обшивку и видим, что трубочка идет вниз, а под машиной присоединяется к баллону, который соединен с компрессором. И так здорово все укрыто, что, когда катер на ходу, ни один человек из команды не догадывается, что внизу работает компрессор и гонит воздух в баллон, а оттуда на капитанский мостик. Причем, когда нужное давление достигнуто, компрессор отключается. Ну, тут я вспомнил, что у японцев были интереснейшие работы по физике ультразвука, подсчитал, прикинул и докладываю начальству, что, по моему мнению, здесь устройство для ультразвуковой сигнализации. Стоит командир катера на мостике, держит ручку на кране. Нужно просигнализировать – откроет кран и пустит в нужном направлении узкий пучок ультразвуковых волн. Моряки только переглянулись, плечами пожали и засмеялись: «Ну, тогда все в порядке. Мы уж бог знает что думали. А такие сигнализаторы у нас еще до войны испытывали. Так что, старший лейтенант, извини за беспокойство. Зря японцы секретничали»…