[image]

Новости космонавтики

 
1 37 38 39 40 41 42 43
RU Zenitchik #23.01.2020 19:20  @Alexandrc#23.01.2020 17:56
+
-
edit
 

Zenitchik

старожил

> "доработок, связанных с применением штатных топливных емкостей".

Их же ж дивизию! Это ещё лет на пять...
   79.0.3945.13179.0.3945.131
RU Alexandrc #23.01.2020 22:27
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Сборник тезисов очередных Королёвских чтений


PS Это лучше их пересказа СМИ :F
   79.0.3945.11679.0.3945.116
RU Alexandrc #04.02.2020 17:52
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Интервью Рогозина ТАСС:
Роскосмос планирует в 2020 году внести на рассмотрение в правительство Единую космическую программу. Она будет включать развитие системы ГЛОНАСС, работы по инфраструктуре космодромов, создание группировки "Сфера" и другие проекты. В качестве отдельной подпрограммы будет представлен эскизный проект сверхтяжелой ракеты, который включает лунную программу.

В интервью ТАСС гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин рассказал, как идут работы по созданию корабля и ракеты для полета к Луне. Также глава госкорпорации сообщил о предложении NASA по участию РФ в проекте окололунной станции и возможных изменениях требований набора в отряд космонавтов.

— Как вы оцениваете работу Роскосмоса в 2019 году?

— В целом я доволен результатами прошлого года. И дело не только в том, что он впервые за долгие годы прошел без аварий, от которых не смогли уберечься наши американские, европейские и китайские партнеры. Именно в 2019 году мы приняли судьбоносные решения по переходу на новую ракетно-космическую технику, разработали актуализированные документы развития отрасли на ближайшие десять лет, сдвинули с мертвой точки наш космический долгострой, вошли в необходимый темп стройки на Восточном, поправили финансовые дела ключевых предприятий, заложили основу для стабильной контрактной работы, от которой зависит дисциплина и ритм деятельности промышленности.

"2020 год — во многом будет переломным. Он покажет, способна ли космическая отрасль преодолеть хронические проблемы, которые она переживала последние 30 лет"

— Какие работы сейчас ведутся с кораблем "Орел", на котором в будущем планируется отправка космонавтов к Луне?

— Сейчас идет этап подготовки производства космического корабля, то есть выпуск необходимой технической документации, освоение новых станков и их размещение в корпусах корпорации "Энергия". Уже кое-какие элементы корабля созданы — днище, отдельные силовые конструкции. Мне их уже показали, они существуют. Еще отрабатывается "авионика", эргономика приборов, манипуляторов, компьютеры, а также то, что будет внутри корабля.

— Идет ли разработка системы аварийного спасения корабля "Орел", если учесть, что он будет запускаться с космодрома Восточный?

— На корабле "Орел" будет совершенно новая система аварийного спасения. В отличие от действующей системы на пилотируемых кораблях серии "Союз" новая система — двухступенчатая и более интеллектуальная. Она дает больше возможностей в маневрировании кораблем и позволяет осуществлять спасение более управляемо. Одну из этих ступеней разрабатывает АО "Корпорация "Московский институт теплотехники".

— Какие принципы работы у новой системы?

— Система спасения состоит из нескольких элементов. Первый элемент — ракетный блок аварийного спасения (РБАС), именно он должен увести корабль в случае развития нештатной ситуации на стартовом комплексе, на втором этапе спасения будет работать вторая ступень. На заключительном этапе выведения система будет иметь достаточно энергетики, чтобы на собственных двигателях, без ракеты, поднять корабль на безопасную орбиту.

— "Орел" планируется использовать в лунной программе. Она уже внесена в правительство?

— С учетом того, что полеты к Луне определены государственной политикой в качестве одного из приоритетов, "Орел" разрабатывается как космический корабль, который может использоваться как при полетах на околоземные орбиты, так и в экспедициях к Луне.

Кроме того, лунная программа будет неотъемлемой частью документации, которую будем защищать в правительстве по ракете сверхтяжелого класса (СТК). На сегодняшний день мы имеем принятое в декабре решение расширенного научно-технического совета Роскосмоса по эскизному проекту ракеты СТК, он одобрен. Есть несколько десятков замечаний, но они имеют рабочий характер и будут доработаны в процессе создания технического облика корабля и ракеты.

— В какой срок лунная программа будет внесена?

— 2020 год. Мы должны внести программу СТК в виде подпрограммы Государственной программы космической деятельности России, куда будут включены все элементы нашей работы (и ГЛОНАСС, и работы по инфраструктуре космодромов, и создание группировки "Сфера"). Общая Госпрограмма космической деятельности должна быть подготовлена и принята в течение 2020 года, чтобы с 2021 года началась реализация ее мероприятий на 10-летний период. Программа будет содержать описание проектов, сроки, финансирование и многое другое.

— Ранее вы сообщали, что прообразом окололунной станции могут стать научно-энергетический и узловой модули.

— Лунные модули, безусловно, будут создаваться в том числе на базе технологий, которые были реализованы в НЭМ (научно-энергетический модуль) и узловом модуле. Разработка лунной станции будет базироваться на опыте, полученном при строительстве и эксплуатации станций "Мир" и МКС.

— На каких ракетах этот модуль можно запускать к Луне?

— К Луне различные модули можно запустить различными носителями. Для некоторых модулей будет достаточно ракет-носителей тяжелого класса, а для некоторых потребуется выведение ракетами сверхтяжелого класса.

— Поступал ли в Роскосмос меморандум NASA о сотрудничестве по окололунной базе? Ведутся ли сейчас переговоры по этому вопросу?

— В мой адрес поступил меморандум и письмо от главы NASA господина Бранденстайна. Такой же меморандум, как мы понимаем, направлен и всем остальным партнерам по МКС — европейцам, канадцам, японцам и др. В нем американская сторона излагает сам проект и возможности для взаимодействия. Пока у нас окончательного решения нет.

Специалисты считают, что для реализации амбициозной российской лунной программы, которая включает высадку космонавта на поверхность естественного спутника Земли, необходима промежуточная станция, ей должна стать орбитальная окололунная станция. Можно спорить о ее орбите, конфигурации, но в целом это просто необходимо и для американцев, и для европейцев, и для кого хотите.

Думаю, создавать самостоятельно российскую окололунную станцию в условиях нынешнего ограничения по финансированию космических программ достаточно сложно. Если же для нашей программы это будет целесообразно, будем входить в международную кооперацию. Если мы туда войдем со своим рабочим модулем, выполняющим функцию причала, тогда будет о чем говорить.

"Кроме того, у России развернуты работы по ракете сверхтяжелого класса, лунному кораблю. Это альтернатива американской транспортной системе, которая крайне необходима для обеспечения безопасности экипажей, работающих в дальнем космосе"

— NASA предлагало в меморандуме место для российского космонавта в корабле "Орион" во время полетов к Луне?

— Мы не исключаем перекрестные полеты, но пока не идет речь о полетах на "Орле" и "Орионе" в дальних экспедициях, для начала надо наработать опыт на кораблях в ближнем космосе. Поэтому пока говорим о возможных перекрестных полетах экипажей к МКС на наших надежно летающих кораблях "Союз МС" и на кораблях "Боинга" и "Спейс Икс", когда они будут готовы и сертифицированы. Такие полеты нужны для увеличения надежности программы МКС.

— Есть понимание, когда наши космонавты могут начать летать к МКС на американских кораблях?

— В настоящее время мы ведем переговоры с NASA о предстоящих полетах наших космонавтов на американских кораблях. Но разрешим мы эти полеты только тогда, когда убедимся в абсолютной надежности и безопасности американской техники. Подходы к тому, что касается тестирования и квалификации кораблей для пилотируемых полетов, у нас близкие, но не одинаковые. Мы считаем, что должен быть безукоризненный полет корабля в безэкипажном варианте и только после этого можно принимать решение об отправке экипажа.

Мы не знаем, пойдут ли наши американские коллеги по пути сокращения количества испытаний, чтобы ускорить приемку этих кораблей, или же они будут действовать более рационально, придерживаясь строгих критериев безопасности. В любом случае, мы не дадим наших космонавтов в их экипажи, пока не убедимся в том, что корабли действительно квалифицированы.

— Европейцы будут летать на "Союзах", пока американские корабли не готовы?

— До сих пор европейцы летали по квоте NASA. В августе мы инициировали переговоры с руководителем ЕКА Яном Вернером. Они хотят выйти на прямые договоренности с Роскосмосом о полетах своих астронавтов. Мы не возражаем.

— А они вышли уже?

— Нет еще, но выйдут. Переговоры запланированы на март.

— Если венгерский космонавт полетит, это будет американская или европейская квота?

— Он полетит по двустороннему соглашению.

— Когда американцы доведут до ума свои корабли, мы будем заполнять места не только нашими космонавтами, но и представителями других стран по двусторонним соглашениям с конкретными государствами?

— Мы готовы в случае поступления коммерческих предложений заказывать дополнительные корабли, помимо бюджетных, и на них уже реализовывать проекты, например, по линии Space Adventures для туристов. Но нельзя ни в коем случае делать так, чтобы наши космонавты годами ждали, когда они могут полететь, а мы, распахнув объятия, бежали в сторону иностранных партнеров. Российский сегмент требует поддержки специалистов, мы его просто не можем оголить, поэтому тут должен быть разумный баланс.

С другой стороны, следует поддерживать роль Роскосмоса как проводника других стран, которые рвутся в космос и могут стать нашими долгосрочными партнерами. Например, Венгрия хочет отправить своего космонавта на МКС не в туристический полет, а для участия в настоящей работе. В таком случае речь пойдет о профессиональном полете в космос по научно-исследовательской программе. Мы сейчас с ними говорим не только о полете, но и о других направлениях сотрудничества в космосе, то есть это будет комплексное соглашение.

— С какими еще странами идут такие переговоры?

— Есть желающие, безусловно. Венгрия — да, Турция, я думаю, — да. Я слышал, что египтяне с большим интересом к этому относятся. Потом желающих будет больше. Чем надежнее будут российские корабли на фоне новых американских, тем больше у нас будет шансов сочетать баланс полетов наших космонавтов и приглашения партнеров.

— Сколько планируется космических запусков на 2020 год?

— План пусков зависит от готовности космических аппаратов, а также от оперативной необходимости восполнения орбитальных группировок. Он гибок. В 2020 году Россия планирует обеспечить больше пусков ракет космического назначения, чем в 2019 году. Пуски будут производиться с космодромов Байконур, Восточный, ГКЦ и Плесецк.

— Когда состоится запуск многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) "Наука"?

— В ноябре запустить модуль вряд ли получится. Если он прибудет на Байконур в марте, минимум семь месяцев потребуется для электроиспытаний. Я думаю, что запуск будет в конце 2020 — начале 2021 года.

— С чем связана задержка?

— У специалистов Центра им. М.В. Хруничева и у военной приемки есть ряд технических замечаний. Они устраняются. Здесь нужно понимать, что это копия модуля, который в 1998 году был направлен на МКС. Оборудование давно морально устарело. Пришлось менять клапаны двигателей, приборы и многое другое. Была фактически проведена реновация.

"Прежде чем отправить на Байконур, нужно завершить все те мероприятия, которые надо делать исключительно в заводских условиях. На месяц позже или на месяц раньше — это уже не имеет никакого значения. Главное, что машина полетит, я надеюсь на это"

— Отдельные эксперты и источники говорят, что МЛМ в таком плохом состоянии, что человек, который примет решение о его запуске, подпишет себе смертный приговор.

— Человек, который примет решение о списании готовой машины, тоже подпишет себе "смертный приговор". Поэтому любой человек, который подпишет решение об отставке МЛМ от старта или о старте МЛМ, возьмет на себя большую личную ответственность. На этот риск мы готовы идти, и на него пойдет новая команда Роскосмоса, потому что мы больше не можем терпеть долгострои. А ответственность у нас и так очень большая, мы ее осознаем.

— В июне 2019 года стартовал новый набор в отряд космонавтов и планировалось привлечь к более активному участию девушек. Насколько удается их привлечь?

— Мы очень ждем девушек для набора в отряд космонавтов и очень рассчитываем на их интерес к этой профессии. Им совсем не нужно быть супергероями, они должны быть просто очень хорошими специалистами в тех сферах, которые нужны для работы в космосе, — врачами, пилотами, инженерами, биологами, астрономами. В перспективе они станут космонавтами — специалистами по бортовой аппаратуре космических кораблей и орбитальных станций, а также по тем функциям, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности космических экипажей.

Сегодня мы уже ведем с руководством Центра подготовки космонавтов переговоры на тему — можно ли с учетом новой технологии работы экипажа (более современные корабли, большее количество автоматики, которая помогает человеку, замещает его) снять в пределах разумного некоторые требования к кандидатам. В противном случае нам еще долго придется отбирать в отряд суперменов.

Кроме того, я сформулировал поручение искать кандидатов в космонавты среди работников отрасли: профессиональной молодежи, конструкторов, инженеров и так далее. По предприятиям просто поедут соответствующие комиссии, которые на самих предприятиях будут проводить отбор. Не каждый молодой человек может позволить себе приехать в Москву с отдаленного предприятия, например, на Дальнем Востоке. Поэтому мы будем делать выездные сессии комиссии на местах.

— А Анна Кикина полетит в космос?

— Она стоит в плане. Мне сложно сказать, на какой год. Будет предложение от ЦПК, соответствующая комиссия Роскосмоса будет рассматривать. Ближайшая комиссия должна собраться после начала переговоров с американцами. Пока мы утвердили на 2020–2021 годы экипажи, но там, безусловно, будет какое-то движение, потому что нам придется пойти навстречу американцам, иначе пострадает станция. Переговоры закончатся, комиссия будет рассматривать этот вопрос.

— Не планируется ли сокращение линейки ракет-носителей в России?

— Линейка уже сокращена за счет вывода устаревших ракет, а также ракет, которые были технологически связаны с бывшими украинскими партнерами. На настоящий момент планируется повысить уровень унификации ракет-носителей. Основные ракетные модули будут производиться в двух диаметрах — 4,1 м и 2,9 м. На них будут использованы родственные двигатели РД-191, РД-180 и РД-171. Универсальные разгонные блоки будут применяться для всех семейств ракет-носителей. Например, КВТК будет применяться и на "Ангаре-А5В", и на ракете сверхтяжелого класса.

Что касается количества ракет, они все созданы под конкретные нагрузки. "Ангара-1.2" — это 3,7 тонны на низкую околоземную орбиту, "Союз-2.1 а,б" — 7–8 тонн (в перспективе эта ракета будет заменена на "Союз-6", ракету-носитель нового поколения, и грузоподъемность поднимется до 9 тонн), "Союз-5" — 17,5 тонны, "Ангара-А5М" — 27 тонн, "Ангара-А5В" — 37 тонн, дальше СТК — 103 тонны, СТК второго этапа — 140 тонн. То есть я не вижу ни одного пересекающегося элемента.

"Пока нет новой ракеты в сверхлегком классе. Но нагрузку массой в сотни килограммов или даже 1,5 тонны можно выводить с помощью твердотопливных и жидкостных конверсионных ракет, снимаемых с вооружения. Также большой интерес к этому классу ракет демонстрируют частные разработчики — такие партнерства для нас привлекательные и многообещающие"

— Будет ли Роскосмос создавать ракету для "Морского старта"?

— Мы готовы создать для S7 Space средство выведения вместо "Зенита". Условно ракета будет называться "Союз-7" — морская модификация РН "Союз-5", с меньшей заправкой. Несмотря на меньший объем заправки, "Союз-7" сможет выводить на орбиту почти столько же полезной нагрузки за счет расположения космодрома в южных широтах.

Если "Союз-5" сможет выводить на низкую околоземную орбиту около 17 тонн полезной нагрузки с космодрома Байконур, то в морском варианте с тем же самым двигателем, но с меньшей заправкой с морской платформы она будет выводить почти столько же. Это "облегченная" версия "Союза-5" под названием "Союз-7" — интересное название для компании, которая называется S7.

— Когда планируется начать реализацию программы "Сфера"? В каком состоянии все находится?

— Мы планируем завершить разработку программы "Сфера" и включить ее в Единую госпрограмму космической деятельности России, где будут определены этапы развертывания орбитальных группировок. С 2023 года мы начнем запускать космические аппараты, созданные в рамках программы. На сегодняшний день программа "Сфера" согласована с большинством заинтересованных министерств и ведомств. Дальнейшие работы будут продолжены в соответствии с принятыми президентом Российской Федерации решениями.

— Где будут производиться спутники?

— АО "Корпорация "ВНИИЭМ", "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева способны производить космические аппараты, которые могли бы составить основу этой группировки. Также есть договоренность с компанией "Газпром космические системы" и их новым заводом, мы с ними в постоянном контакте, планируем участие в капитале этого предприятия.

Предприятия Роскосмоса до сих пор выпускали серийно лишь небольшие партии аппаратов больших орбитальных группировок: "Гонец", ГЛОНАСС.

"Вся наша работа — штучные, уникальные изделия в рамках отдельных ОКР. То есть понятие "серия" для российского спутникостроения — это terra incognita. Нам очень интересна работа, которую ведет OneWeb, наши специалисты были на этих предприятиях, и мы планируем развитие сотрудничества"

— Финансирование "Сферы" должно вестись за счет средств частных инвесторов?

— Финансирование должно быть начато бюджетом. Программа "Сфера" включает много проектов, в том числе те, которые мы давно хотели реализовать. Понятно, что эта волна создания новых аппаратов, конечно, должна привлечь и частных инвесторов, мы на это рассчитываем. Главное новшество "Сферы" — подход к созданию аппаратов и группировок самых передовых стандартов "от рынка", под требования конечных пользователей и операторов сервисов и услуг, в том числе тех, кто находится за периметром госкорпорации. Это сегодняшние реалии стоящих перед нами бизнес-задач.

— Сколько на начальном этапе планируется в "Сферу" вложить?

— Будет ясно, когда программа будет утверждена. На первом этапе мы должны начать с разработки перспективных технологий. Это порядка 10 млрд рублей. "Сфера" — это вызов для российского спутникостроения. Уверен, работа над этим проектом поможет нам выйти на серийное производство космических аппаратов на основе выбранных оптимальных платформ. Это не только обеспечит российский космос новыми уникальными возможностями в интересах науки, экономики и обороны, но и сделает наше спутникостроение рентабельным и высококонкурентным.
 


PS Можно поступить как в СМИ и раздергать на куски, но лучше пусть будет целиком в одном месте.
   79.0.3945.13079.0.3945.130
RU Alexandrc #13.02.2020 14:18
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Гендиректор РКК "Энергия": разработка нового корабля стала научно-техническим вызовом

Николай Севастьянов — о разработке сверхтяжелой ракеты и нового пилотируемого корабля "Орел" и строительстве новых модулей для российского сегмента МКС //  nauka.tass.ru
 
Ракетно-космическая корпорация "Энергия" продолжает разработку сверхтяжелой ракеты и нового пилотируемого корабля "Орел", которые войдут в новую транспортную космическую систему, позволяющую летать к Луне и в дальний космос. Также корпорация ведет строительство новых модулей для российского сегмента Международной космической станции.

О статусе этих проектов, финансовом положении в компании, накопленных ранее в отрасли проблемах и путях их решения рассказал в интервью ТАСС гендиректор Ракетно-космической корпорации "Энергия" Николай Севастьянов.

— Расскажите об итогах деятельности "Энергии" в 2019 году.

— В 2019 году госкорпорацией "Роскосмос" осуществлено 25 космических запусков, 11 из которых прошли при непосредственном участии РКК "Энергия". РКК "Энергия" в 2019 году были изготовлены и запущены к Международной космической станции (МКС) четыре пилотируемых корабля "Союз МС" и три грузовых корабля "Прогресс МС". Кроме этого, были изготовлены и запущены спутник дистанционного зондирования Земли для Египта и спутник в интересах госзаказчика. После значительного перерыва в использовании разгонных блоков ДМ-03, изготавливаемых в "Энергии", с их помощью успешно выведены на целевую орбиту космические аппараты "Спектр-РГ" и "Электро-Л".

Кроме пусковой программы, в 2019 году предприятием был проведен большой объем работ по другим направлениям. Полностью выполнена программа эксплуатации российского сегмента МКС, обеспечены и выполнены все запланированные стыковки, посадки, выходы в открытый космос, эксперименты на орбите. Также в РКК "Энергия" велась разработка новых модулей МКС и нового пилотируемого транспортного корабля, автоматических космических аппаратов, нового разгонного блока для запуска на ракете-носителе "Ангара-5", ракеты-носителя полутяжелого класса "Союз-5" и сверхтяжелой ракеты-носителя.

— На какой стадии находятся работы по новым модулям для МКС?

— В 2018 году из-за проблем с двигательной установкой работы по многоцелевому лабораторному модулю (МЛМ) "Наука" были вынужденно остановлены. В 2019 году по инициативе РКК "Энергия" подготовка к запуску МЛМ возобновилась. Сейчас модуль находится в Государственном космическом научно-производственном центре (ГКНПЦ) им. Хруничева, где ведутся работы по его дооснащению.

В марте этого года МЛМ должны отправить на Байконур, где РКК "Энергия" совместно с ГКНПЦ предстоит большая работа по проведению заключительных комплексных испытаний и подготовке модуля к запуску на ракете-носителе "Протон-М". Узловой модуль "Причал" уже изготовлен и ждет запуска МЛМ

Особое внимание на предприятии уделяется созданию научно-энергетического модуля (НЭМ), который изготавливается по проектной и конструкторской документации РКК "Энергия". Модуль сложный, но он создает новые технологические возможности и необходим для развития пилотируемых программ. На базе технологий, которые разработаны для НЭМ, может быть создан российский сегмент окололунной станции.

— На каком этапе находятся работы по перспективному транспортному кораблю "Орел"?

— Разработка нового пилотируемого транспортного корабля (ПТК), предназначенного для полетов в дальний космос, в том числе на окололунную орбиту, стала настоящим научно-техническим вызовом для специалистов "Энергии". После постоянных сдвигов сроков и организационно-технических проблем, практически остановивших проект, работа по ПТК активизировалась в прошлом году. Сегодня идет разработка конструкторской документации, началась подготовка производства.

Первое летное изделие планируется запустить в 2023 году на ракете "Ангара-А5" с космодрома Восточный для отработки критичных технологий: это старт, орбитальные операции и безопасная посадка новой тяжелой капсулы на Землю
Второе летное изделие, где будет отработана система жизнеобеспечения, планируется запустить в беспилотном варианте в 2024 году к МКС. Запуск с экипажем на борту и стыковку с МКС планируется провести в 2025 году на втором летном изделии.

— Какие работы в "Энергии" ведутся в направлении создания спутников?

— По направлению автоматических космических систем в установленные сроки создаются космические аппараты в интересах госзаказчика. Большой технологический прорыв РКК "Энергия" осуществлен при создании спутников ДЗЗ (дистанционное зондирование Земли — прим. ТАСС). Спутник, запущенный в феврале 2019 года в интересах Египта, принят заказчиком в эксплуатацию. Это направление имеет хорошую перспективу для космического рынка.

Направление автоматических космических систем, технологическое начало которому в РКК "Энергия" положено спутниками "Ямал", разработанными по заказу "Газпрома" и показавшими экономическую окупаемость космической деятельности, является для предприятия одним из основных.

— Какие перспективы у разгонных блоков ДМ?

— После пятилетнего перерыва РКК "Энергия" в 2019 году возобновила запуски разгонных блоков ДМ-03 на РН "Протон" с космодрома Байконур. Первый пуск 13 июля не только позволил запустить уникальную космическую лабораторию "Спектр-РГ", но и ознаменовал возвращение разгонных блоков РКК "Энергия" в космическую деятельность. Второй запуск, проведенный 24 декабря, спутника "Электро-Л" с разгонным блоком ДМ-03 на ракете "Протон-М", прошел без замечаний.

Необходимо отметить особую важность и перспективность работ по созданию разгонных блоков, которые должны обеспечивать запуски спутников на геостационарную орбиту на ракете "Ангара-А5" с космодромов Плесецк и Восточный.

После длительных задержек в предыдущие годы в 2019 году была завершена комплексная программа наземной экспериментальной отработки и изготовлен первый летный разгонный блок для "Ангары-А5", который доставлен в ноябре 2019 года на космодром Плесецк
— Как продвигается работа над проектом новой ракеты "Союз-5"?

— РКК "Энергия" определена госкорпорацией "Роскосмос" головной организацией по разработке космических ракетных комплексов полутяжелого класса "Союз-5" и сверхтяжелого класса (СТК). Разработка "Союза-5" идет полным ходом. Причем РКК "Энергия" отвечает по заказу Роскосмоса как за создание ракетного космического комплекса в целом, так и будет отвечать по заказу Казахстана за модернизацию технического и стартового комплекса "Зенит" на космодроме Байконур, предназначенного для подготовки и запуска ракет-носителей "Союз-5". Работы осуществляются в партнерстве с РКЦ "Прогресс" и ЦЭНКИ. Первая ступень РН "Союз-5" и технология ее производства будут использованы при создании ракеты сверхтяжелого класса.

В 2019 году РКК "Энергия" совместно с предприятиями кооперации — РКЦ "Прогресс", ЦЭНКИ, РКС, "Энергомаш" и другими — разработан полномасштабный эскизный проект космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса, включая ракету космического назначения сверхтяжелого класса и наземную космическую инфраструктуру на космодроме Восточный для подготовки и осуществления пусков ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Эскизный проект одобрен госкорпорацией "Роскосмос".

Первый пуск пилотируемого корабля "Орел" ракетой-носителем сверхтяжелого класса на окололунную орбиту должен быть осуществлен в 2028 году
— Какое сейчас финансовое положение РКК "Энергия"?

— Из-за больших убытков прошлых лет, которые получены РКК "Энергия" в период с 2014 по 2018 год по коммерческим проектам "Морской старт", EgyptSat и AngoSat, предприятие в 2019 году столкнулось с большими финансовыми трудностями. Из-за этих убытков мы должны привлекать дополнительные кредиты для обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Эти кредиты не относятся к производственной деятельности предприятия, и мы должны ежегодно выплачивать по ним проценты, уменьшающие прибыль, полученную от основной деятельности.

Кроме этого, в период с 2008 по 2018 год РКК "Энергия" были существенно сорваны сроки по целому ряду проектов, выполняемых по государственному заказу. По ним Роскосмос и Министерство обороны вынуждены выставлять штрафы.

С целью недопущения банкротства в прошлом году нами была разработана программа финансового оздоровления РКК "Энергия", которая была одобрена советом директоров РКК "Энергия" и правлением Роскосмоса.

Наблюдательным советом Роскосмоса в конце 2019 года поручено доработать программу финансового оздоровления РКК "Энергия" с учетом механизмов финансового оздоровления, которые планирует использовать правительство РФ для финансового оздоровления предприятий ВПК, таких как докапитализация предприятий, реструктуризация старых долгов и отсрочка выплаты штрафов.

Но главный источник выхода предприятия из финансового кризиса — это выполнение до 2025 года большой производственной программы, по которой РКК "Энергия" должны быть разработаны и изготовлены изделия новой космической техники, а также осуществлено более 60 пусков с космодромов Байконур, Плесецк и Восточный.

— Каковы результаты производственно-экономической деятельности РКК "Энергия" в 2019 году? Удалось ли продвинуться по отношению к 2018 году?

— По отношению к 2018 году выручка РКК "Энергия" в 2019 году увеличилась на 20%. Если 2018 год был для РКК "Энергия" убыточным, то 2019 год закончили без убытков, несмотря на то, что пришлось выплачивать большие проценты по банковским кредитам, привлеченным на поддержание финансовой устойчивости предприятия.

Не все выполненные работы по госконтрактам были актированы в 2019 году, хотя были выполнены и предъявлены госзаказчику. Из-за длительности процедур приемки по госконтрактам, чтобы актировать работы в конце года, необходимо выполненные работы предъявлять начиная с середины года.

— Вы уже были руководителем РКК "Энергия" в 2005–2007 годах. У вас тогда не сложились отношения с руководством Федерального космического агентства. А как вы оцениваете отношения с Роскосмосом сейчас?

— К сожалению, тогда мне пришлось уйти из РКК "Энергия". Прежнее руководство Федерального космического агентства не поддержало предложение РКК "Энергия" по созданию новой космической техники, которая в итоге должна была обеспечить самоокупаемость космической деятельности.

Тогда всем казалось, что советские технологические заделы будут вечно конкурентоспособными. И действительно, что касается пилотируемой космонавтики, почти десять лет наши зарубежные коллеги использовали и оплачивали услуги пилотируемых кораблей "Союз", пока не разработали свои собственные пилотируемые корабли.

В итоге, как мы сейчас видим, было потеряно время, потеряна конкурентоспособность российской космической техники и накоплены большие финансовые проблемы
Но главное — из отрасли ушло много профессиональных кадров, которые имели опыт разработки новой космической техники. Остались в основном специалисты, которые воспроизводят и эксплуатируют космическую технику.

Действующий руководитель госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Олегович Рогозин нацелен на развитие российской космической отрасли. Он прикладывает, я бы сказал, неимоверные усилия, мобилизуя предприятия отрасли для достижения этой цели. К сожалению, за один-два года невозможно кардинально изменить то, что деградировало в течение предыдущих 10-12 лет. Но, если не ослаблять усилия по созданию новой техники, задачу вывода космической отрасли на новые технологические рубежи за пять-семь лет решить можно.

Я, безусловно, поддерживаю руководителя Роскосмоса в желании вывести российскую космическую отрасль на новый уровень и считаю, что это ему под силу.

— В январе в СМИ прошла информация о том, что у вас возникли конфликты со старым менеджментом РКК "Энергия" из-за утверждения новой структуры предприятия. Как вы прокомментируете эту информацию?

— Это объективная ситуация. Когда в прошлом году меня пригласил вице-премьер правительства РФ Юрий Иванович Борисов и предложил вернуться в РКК "Энергия" с целью вывода ее из кризиса, я, откровенно говоря, не планировал работать в РКК "Энергия". Ранее, в период 2005–2007 годов, мне уже приходилось выводить РКК "Энергия" из финансового кризиса. Конечно, за прошедшее время РКК "Энергия" стала другой организацией по отношению к тому, когда я ушел из нее в 2007 году. Хотя внешне кажется, что она выполняет те же работы. Но кризис просто так не возникает. Как правило, это есть результат деятельности людей.

Восемь месяцев я пытался исправлять ситуацию, не меняя руководящий состав и структуру предприятия. Но в итоге стало ясно, что надо менять распределение работ между руководителями, назначать новых, снимать часть полномочий со старых, иначе ситуацию не исправить
Конечно, не всех это устраивает. Люди хотят сохранить свои позиции, хотя не всегда справляются с работой. Но по-другому нельзя, руководитель по закону несет полную ответственность за деятельность предприятия, и он должен обладать полномочиями управлять персоналом.

Я думаю, сегодня большинство из старого руководящего состава уже адаптировалось к изменениям. Это позволит не только осуществлять стабильную деятельность, но и обеспечить устойчивое развитие РКК "Энергия".

— Какие, по-вашему, сегодня условия должны быть созданы, чтобы российская космическая отрасль опять заняла лидирующие позиции в мире в области космических технологий и систем?

— Главным условием развития сегодня является реализация начатых масштабных космических проектов, таких как создание новых средств выведения тяжелого класса "Ангара-5", полутяжелого класса "Союз-5", ракеты-носителя сверхтяжелого класса и нового пилотируемого корабля "Орел" для полетов в дальний космос. Большое значение для развития отрасли имеет коммерциализация космической деятельности, так как она является показателем полезности. Это, прежде всего, касается создания конкурентоспособных автоматических космических систем связи и наблюдения, которые могут и должны создаваться за счет внебюджетных инвестиций. Также необходимо развивать коммерциализацию пилотируемых полетов.

Но для решения этих задач сегодня не менее важно, чтобы была обеспечена кадровая стабильность. Если назначили новых руководителей, дайте им время для реализации новых проектов. За один-два года эти задачи не решить. На реализацию нового космического проекта нужно пять-семь лет. Это мировая практика.

Поэтому очень важно решить вопросы персональной ответственности и полномочий руководителей предприятий. В космической отрасли, начиная с Королева, Челомея, Янгеля, Глушко и других руководителей предприятий, которые создавали новую ракетно-космическую технику, успех в разработке космических проектов достигался тогда, когда главный конструктор обладал полномочиями руководителя предприятия, а руководитель нес ответственность главного конструктора, то есть это было одно лицо. При создании новой космической техники должно быть обеспечено единое организационно-техническое руководство. В новой разработке, как и в любом сражении, должно быть единоначалие. Только в этом случае можно не только добиться, но и спросить за результат.

Это является необходимым, но еще не достаточным условием для развития космической отрасли. В сложившейся ситуации, конечно, нужна поддержка правительства для финансовой стабилизации предприятий отрасли. За прошедшие десять лет многие предприятия по разным причинам, в том числе из-за неумелого управления, накопили финансовые проблемы, которые не дают предприятиям "встать с колен".

Выполнение этих условий позволит обеспечить российской космической отрасли лидирующие позиции в области создания новых ракетно-космических систем.
 
   80.0.3987.10080.0.3987.100
+
-
edit
 

Spinch

аксакал
★★

Alexandrc> Гендиректор РКК "Энергия": разработка нового корабля стала научно-техническим вызовом - ТАСС

духоподъемно канешн... Но как же так-то - "Прежнее руководство Федерального космического агентства не поддержало предложение РКК "Энергия" по созданию новой космической техники" - как же так!? Куда смотрело государево око??
   66
+
+1
-
edit
 

matvey

аксакал
★☆

В России начались работы по созданию первой многоразовой ракеты

Научно-технический совет Фонда перспективных исследований (ФПИ) принял решение о начале разработки летного демонстратора первой российской многоразовой... РИА Новости, 28.02.2020 //  ria.ru
 
   2020
RU кщееш #03.03.2020 04:13  @matvey#03.03.2020 02:04
+
+3
-
edit
 
matvey> В России начались работы по созданию первой многоразовой ракеты - РИА Новости, 28.02.2020

Ужас в том , что бывал я на заседаниях фпи. Если они специалисты по космосу такие как по дронам, то хана .
   80.0.3987.11980.0.3987.119
RU matvey #03.03.2020 08:36  @кщееш#03.03.2020 04:13
+
-
edit
 

matvey

аксакал
★☆
matvey>> В России начались работы по созданию первой многоразовой ракеты - РИА Новости, 28.02.2020
кщееш> Ужас в том , что бывал я на заседаниях фпи. Если они специалисты по космосу такие как по дронам, то хана .
Вообще-то сама концепция возвращающейся ступени с поворотным крылом уже возникала. Энергия 2 / Ураган.
А что за специалисты в ФПИ... не знаю.
   2020
Это сообщение редактировалось 03.03.2020 в 08:51
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
matvey> Вообще-то сама концепция возвращающейся ступени с поворотным крылом уже возникала. Энергия 2 / Ураган.
Концепция уже со всех сторон обсасывалась.
И как ее не сосали - на выходе получалось очень не очень.
   73.073.0
RU Бывший генералиссимус #05.03.2020 14:58  @Полл#03.03.2020 09:32
+
+1
-
edit
 
matvey>> Вообще-то сама концепция возвращающейся ступени с поворотным крылом уже возникала. Энергия 2 / Ураган.
Полл> Концепция уже со всех сторон обсасывалась.
Полл> И как ее не сосали - на выходе получалось очень не очень.

Нормально получалось. Лучше, чем с вертикальной посадкой на собственном ЖРД. Потери ПН меньше. Правда, увеличение стоимости первой ступени больше, но, ведь, она многоразовая.

Путь с вертикальной посадкой на собственном ЖРД оказался короче для того, кто этих ЖРД поставил 9 штук. В нашей конструкторской школе такого не было никогда. Отдельный рулевик - другое дело. И, теоретически, ступень с НК-33 и РД-0110Р можно было бы посадить на тяге одного рулевика. Если переделать его под многоразовый запуск.
   80.0.3987.12280.0.3987.122
RU Дем #07.03.2020 02:57  @Бывший генералиссимус#05.03.2020 14:58
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
Б.г.> Нормально получалось. Лучше, чем с вертикальной посадкой на собственном ЖРД. Потери ПН меньше.
Крыло входит в сухую массу, так что терять там вообще не получится - вариантов-то нет.
ТТХ нового варианта тщательно скрывают, но в прошлом варианте первая ступень Ангары весила бы (суммарно) 72 тонны сухого веса - притом что у Ф9 это 22 тонны при той же тяге движков.
И вытянет ли такая А5 хотя бы десяток тонн на НОО?
   73.073.0
+
-
edit
 

tank_bd

аксакал

Дем> ТТХ нового варианта тщательно скрывают, но в прошлом варианте первая ступень Ангары весила бы (суммарно) 72 тонны сухого веса - притом что у Ф9 это 22 тонны при той же тяге движков.


а сколько лишнего топлива Ф9 тащит на возвращение , и как это влияет на его ПН ?
   73.073.0
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
t.b.> а сколько лишнего топлива Ф9 тащит на возвращение , и как это влияет на его ПН ?
При "многоразовом" использовании первой ступени выводимая масса сокращается на 40%.
Но ты учитывай, что это не только топливо, но и посадочный опоры, раскладные аэродинамические рули и все прочее.
   73.073.0
+
-
edit
 

tank_bd

аксакал

t.b.>> а сколько лишнего топлива Ф9 тащит на возвращение , и как это влияет на его ПН ?
Полл> При "многоразовом" использовании первой ступени выводимая масса сокращается на 40%.
Полл> Но ты учитывай, что это не только топливо, но и посадочный опоры, раскладные аэродинамические рули и все прочее.

ну в данном случае надо понимать что увеличивая сухую массу (в случае крылатого блока ангары) они могут уменьшить необходимую массу топлива и выиграть в этом . Но без конкретных ттх это вилами по воде
   73.073.0
+
-1
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
t.b.> ну в данном случае надо понимать что увеличивая сухую массу (в случае крылатого блока ангары) они могут уменьшить необходимую массу топлива и выиграть в этом . Но без конкретных ттх это вилами по воде
Если вспомнишь предыдущий подход к снаряду по теме, там чтобы получить выигрыш пришлось придумывать самостоятельное возвращение ступени к стартовому комплексу.
 


Иначе сова никак не натягивалась на глобус.
   73.073.0
+
-1
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
t.b.> ну в данном случае надо понимать что увеличивая сухую массу (в случае крылатого блока ангары) они могут уменьшить необходимую массу топлива и выиграть в этом. Но без конкретных ттх это вилами по воде
Да. Новые ТТХ неизвестны, но "Байкал" терял 60-70% грузоподъёмности по сравнению с одноразовой ракетой с тем же движком.
И:
1) сухая масса на пару порядков дороже за кг чем топливо
2) нет возможности "конверсии" в одноразовую.
   73.073.0
+
-
edit
 

tank_bd

аксакал

Дем> Да. Новые ТТХ неизвестны, но "Байкал" терял 60-70% грузоподъёмности по сравнению с одноразовой ракетой с тем же движком.

теоритически терял ибо Байкал остался на бумажке ...


Дем> И:
Дем> 1) сухая масса на пару порядков дороже за кг чем топливо
не совсем согласен .... так как оно все равно откидывается... а мы говорим про первую ступень ,влияние будет но не настолько серьезное ... вот будь оно наверху яб согласился.


Дем> 2) нет возможности "конверсии" в одноразовую.

зависит от конкретной конструкции ...
   74.074.0
+
-
edit
 

tank_bd

аксакал

Полл> Если вспомнишь предыдущий подход к снаряду по теме, там чтобы получить выигрыш пришлось придумывать самостоятельное возвращение ступени к стартовому комплексу.
Полл> https://cont.ws/uploads/pic/2015/8/0_44088_f0606e76_XXL.jpg
Полл> Иначе сова никак не натягивалась на глобус.

нукак бы крылатый блок это гипотетически обеспечивает ..
   74.074.0
+
-1
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
t.b.> теоритически терял ибо Байкал остался на бумажке ...
Да, на практике было бы ещё хуже...
Дем>> 1) сухая масса на пару порядков дороже за кг чем топливо
t.b.> не совсем согласен .... так как оно все равно откидывается... а мы говорим про первую ступень ,влияние будет но не настолько серьезное ...
Я про цену в деньгах... раз у нас бизнес по запуску ПН, а не понты...
   73.073.0
+
+1
-
edit
 

tank_bd

аксакал

Дем> Да, на практике было бы ещё хуже...
сложно сказать ведь могли и принять меры по облегчению ...


.


Дем> Я про цену в деньгах... раз у нас бизнес по запуску ПН, а не понты...

Цену запуска или цену конструкции ? если конструкции то для многоразовой ракеты не особо важно
   74.074.0

Tico

модератор
★★☆
Дем> 2) нет возможности "конверсии" в одноразовую.

Разве что сделать крыло сьёмным.
   68.0.3440.10668.0.3440.106

Полл

координатор
★★★★★
Дем>> 2) нет возможности "конверсии" в одноразовую.
Tico> Разве что сделать крыло сьёмным.

В каком месте делать крыло съемным, насяльникА? :)
   73.073.0

Tico

модератор
★★☆
Полл> В каком месте делать крыло съемным, насяльникА? :)

Я ж не всерьёз :D
И кстати, это не поможет ;)
   80.0.3987.12280.0.3987.122
RU Alexandrc #14.03.2020 16:58
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

НАСА отложило строительство окололунной пилотируемой станции Gateway

НАСА отказалось от планов строительства окололунной пилотируемой станции Gateway для высадки астронавтов на Луну в 2024 году, планирует построить ее в более... РИА Новости, 14.03.2020 //  ria.ru
 
МОСКВА, 14 мар - РИА Новости. НАСА отказалось от планов строительства окололунной пилотируемой станции Gateway для высадки астронавтов на Луну в 2024 году, планирует построить ее в более поздние сроки, сообщил американский специализированный сайт spacenews.com.
Первоначально НАСА вместе с другими странами планировало создать Gateway в 2020-х годах, при этом высадка астронавтов на Луну намечалась в 2028 году.
В прошлом марте США приняли решение перенести посадку на Луну на 2024 год. Поэтому строительство Gateway было разбито на два этапа: на первом - запуски энергодвигательного и жилого модулей для обеспечения высадки астронавтов на Луне в 2024 году, на втором - продолжение строительства для регулярных посадок на Луну.
Как сообщил сайт spacenews.com со ссылкой на выступление заместителя руководителя НАСА по пилотируемым программам Дугласа Ловерро, НАСА пересмотрело планы и теперь считает, что не нужно строить станцию Gateway для обеспечения высадки астронавтов на Луну в 2024 году.
"С точки зрения физики, я могу вам гарантировать, что она (Gateway - ред.) нам не нужна для этого запуска (высадки на Луне в 2024 году - ред.)", - сказал Ловерро.
По его словам, была высокая вероятность того, что первый этап Gateway не реализуется к 2024 году.
Ранее НАСА заключило контракты на создание энергодвигательного и жилого модулей для Gateway со сроками запусков в 2022 и 2023 годах.
Тем не менее, Ловерро подтвердил намерение НАСА построить Gateway и сообщил, что официально проинформирует другие страны-партнеры об изменении планов 16 марта.
Однако он не считает это проблемой для них, так как модули стран-партнеров и так не должны были запускаться к Gateway ранее 2026 года.
Ранее сообщалось, что в рамках лунной программы Artemis в 2021 году НАСА с помощью ракеты-носителя сверхтяжелого класса SLS планирует запустить беспилотный корабль Orion для облета Луны. В 2022 году намечается отправить на SLS корабль Orion с экипажем для облета Луны, в 2024 году - еще один корабль Orion для высадки двух астронавтов на поверхность Луны.
 
   80.0.3987.13280.0.3987.132
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Полл> Если вспомнишь предыдущий подход к снаряду по теме, там чтобы получить выигрыш пришлось придумывать самостоятельное возвращение ступени к стартовому комплексу.
Полл> https://cont.ws/uploads/pic/2015/8/0_44088_f0606e76_XXL.jpg
Полл> Иначе сова никак не натягивалась на глобус.

Наоборот.
Если ты не будешь возвращать ступень к точке старта, а посадишь где-то под траекторией - потери ПН будут МЕНЬШЕ. С возвращением к точке старта просто УДОБНЕЕ, и нет головняка с организацией (и содержанием) доп. площадок и перевозки (со всеми сопряжёнными головняками и рисками стукнуть и уронить).
   51.051.0
1 37 38 39 40 41 42 43

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru