Реклама Google — средство выживания форумов :)
Судостроительной корпорации "Ак Барс" прочат не только строительство, но и проектирование универсальных десантных кораблей", проектирование вертолетоносцев - едва ли не самой скандальной темы российского кораблестроения последних лет - с высокой степенью вероятности отдадут Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро (ЗПКБ). Эта информация уже наделала шума в кораблестроительных кругах: почему ЗПКБ, а не признанные крупные бюро? В обоснованности "десантных" амбиций зеленодольцев разбирался "БИЗНЕС Online".
Проектировать новый для России тип военной техники - универсальный десантный корабль (УДК) на замену так и не поставленных нашему ВМФ французских "Мистралей" будет Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ), сообщили источники "БИЗНЕС Online" в оборонно-промышленном комплексе. Таким образом, патронирующая ЗПКБ судостроительная корпорация "Ак Барс" (СКАБ) претендует не только на строительство вертолетоносцев, но и на их разработку. Мы предложили руководству компании прояснить вопрос, но генеральный директор Ренат Мистахов не стал комментировать эту тему.
Дело в том, что, как говорят в отрасли, если строительство вертолетоносцев действительно отдадут зеленодольской компании, это будет выглядеть несколько странно - ведь есть более мощные и, предположительно, лучше подготовленные к такому делу кораблестроители, например, в Санкт-Петербурге. Утверждают, что решающим фактором стала не столько репутация завода им. Горького как одной из самых плодовитых и беспроблемных верфей, сколько другие соображения. Во-первых, у конкурентов вроде питерских Балтийского завода и Адмиралтейских верфей уже много работы. Во-вторых, на керченском "Заливе" есть большой сухой док и другие потенциальные технические возможности для строительства таких гигантов, как УДК. В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов политический момент - необходимость развития промышленности Крыма.
- очень заняты. Они Шторм проектируют:более мощные и, предположительно, лучше подготовленные к такому делу кораблестроители, например, в Санкт-Петербурге
Какие бюро можно назвать конкурентами зеленодольцев? Эксперт в области кораблестроения Владимир Леонов в комментарии "БИЗНЕС Online", выделил три компании.
Прежде всего, это Невское ПКБ, которое, по его словам, считается официальным проектантом вертолетоносцев. На сайте ПКБ сказано: "Головное предприятие по проектированию и обеспечению документацией строительства, ремонта, эксплуатации, переоборудования и модернизации самых крупных и сложных боевых кораблей океанской зоны - авианесущих и больших десантных кораблей". Более того, в 1980-е годы оно разрабатывало советский УДК - проект 11780, но он так и не состоялся, но есть мнение, что его можно возродить. Плюс в 2015 году Невское ПКБ представило концепт УДК проекта "Прибой".
Но, как уверен Леонов, данное бюро не способно потянуть вертолетоносец. Он напомнил, что Невское ПКБ уже лет 50 работает весьма странно: "В 1975 году на авианесущем крейсере "Киев" поставили пушки, которые к тому времени устарели и были запрещены к установке на новых кораблях. В 1978-м на большом десантном корабле "Иван Рогов" (длина - 180 метров, водоизмещение - 15 тысяч тонн, что ненамного меньше "Мистраля") позабыли о размещении вертолета. При разработке первого новейшего десантного корабля проекта 11711 "Иван Грен" забыли, что с 1941 года на всех кораблях мира ставят размагничивающие обмотки. Ошибку спешно исправляли уже на строящемся корабле, что затормозило постройку на 26 месяцев (корабль кое-как сдан в 2018 году). Поэтому уже много лет стоит вопрос о закрытии Невского ПКБ и передаче его тематики Северному ПКБ".
Это бюро Леонов называет вторым претендентом, но указывает, что компания завалена работой по проектированию авианосца и ряду других больших кораблей, а потому не сможет заниматься УДК.
Третий кандидат, ЦМКБ "Алмаз", по утверждению нашего собеседника, "пока с большим трудом решает проблемы при проектировании корветов длиной 100 метров, УДК длиной 200 метров для него слишком сложен".
СПРАВИТСЯ ЛИ ЗЕЛЕНОДОЛЬСК?
Учитывая вышесказанное, проект отдают ЗПКБ вполне "законно", полагает Леонов, и никаких политических и иных игр в этой ситуации искать не надо: "Просто большие чиновники в минпромторге и ВМФ хорошо исполняют свои обязанности: у них есть понимание проблем Невского ПКБ и реальных возможностей других бюро". К тому же эксперт уверен, что в работе по УДК у России есть серьезное подспорье: "С точки зрения сложности техники проектирования нужно учесть, что российский УДК создается с использованием проверенного временем и участием в реальных боевых условиях французского технического проекта и опыта постройки двух кормовых половин "Мистраля". Так что проект создается далеко не с нуля, а основные грубые ошибки в проектировании возникают в самом начале процесса. Поэтому за способности Зеленодольского ПКБ по разработке качественного проекта можно не беспокоиться".
Напомним, проекты ЗПКБ (создано в 1949 году) - одни из самых тиражируемых в новейшей истории российского кораблестроения (а всего по его "чертежам" построено более 800 кораблей и судов). Среди новых разработок можно отметить четверку фрегатов проекта "Гепард" для ВМС Вьетнама (Россия не экспортирует никаких других больших боевых кораблей); три малых артиллерийских корабля проекта 21630 "Буян". Но самая большая серия - 12 единиц - это малые ракетные корабли проекта 21631 "Буян-М". Напомним, именно тройка этих МРК ("Град Свияжск", "Углич" и "Великий Устюг") и ракетный корабль "Дагестан" (проект 11661, также создан в ЗПКБ) наносили удары по базам ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки "ИГИЛ" - прим. ред.) в Сирии из акватории Каспийского моря.
Также зеленодольцы спроектировали для военных необычный танкер проекта 03182 (строится серийно) и предложили, можно сказать, революционный проект корвета охраны водного района. Кроме того, как говорят источники, бюро с блеском справилось с работой по проектированию надстройки (жилой блок и рулевая рубка) для самых больших в мире ледоколов (проект 22220 ЛК-60Я), по размерам сравнимой с 9-этажным домом.
Однако в размерности корвета схема САР обеспечивает двойное превосходство по ТТХ, а также другие преимущества:
• очень высокую живучесть – обычный корвет «живет до первой ракеты», САР за счет «распахнутой» компоновки с высокой вероятностью сохраняет боеспособность после попадания ПКР;
• очень высокую мореходность по условиям как работы с вертолетом, так и спуска-подъема безэкипажных средств и быстроходных лодок;
• значительные полезные объемы, которые могут быть использованы для решения различных задач (в том числе при выполнении гуманитарных операций).
Только по схеме САР может быть выполнен малый корвет ОВР водоизмещением около 1000 тонн с обеспечением базирования тяжелого вертолета, наличием эффективных средств ПВО, поиска ПЛ, противолодочных ракет.
Как полагает научный редактор журнала "Экспорт вооружений" Михаил Барабанов, ЗПКБ, как и любое другое крупное КБ, разрабатывающее проекты надводных кораблей, вполне способно спроектировать вертолетоносец: особой сложности нет, и это, скорее, вопрос внятности требований ВМФ. "Можно было бы вообще, не мудрствуя, скопировать "Мистраль", тем более техдокументацию на него наверняка получили, - отметил он в комментарии "БИЗНЕС Online". - Но у нас, скорее всего, как обычно, пойдут более сложным путем". К слову, поговаривали, что проект и вовсе могут купить у Китая, который недавно спустил на воду свой первый УДК, но наши источники считают, что по этому пути не пойдут - вопросы имиджа не позволят, а вот двигатели, которых тоже нет, вполне могут приобрести в Поднебесной.
Нельзя не обратить внимания на то, что современная Россия не строит крейсера и эсминцы. В лучшем случае отечественный ОПК способен построить куда более скромные по тоннажу и функционалу боевые единицы – фрегаты. Но даже в этом случае ОПК вынужден в буквальном смысле слова «превозмогать» сам себя. Так за минувший с 2010 года срок наш флот должен был получить до 20 фрегатов проекта 22350, но получил лишь один. Из шестерки заложенных в 2010-2013 годах фрегатов проекта 11356 в строй удалось ввести лишь 3. Таким образом, за последние 18 лет наш ВМФ получил 4 новых фрегата, 0 эсминцев и 0 крейсеров. Еще раз – всего 4 фрегата за 8 лет! Такие темпы не только не позволяют строить корабли эскорта для будущих авианосцев, но и ставят под сомнение способность отечественного ОПК обеспечить своевременную замену тем кораблям советской постройки, которые уже в ближайшем будущем придется списывать по причине банального износа.
В текущей реальности России явно не хватает финансов, недаром мы наблюдаем постоянные «оптимизации» отечественных военных расходов. А ведь на носу, судя по всему, отказ от Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, что поставит на повестку дня куда более насущную задачу – скорейшее создание российских мобильных ракетных комплексов с баллистическими ракетами средней дальности. В таких условиях государству придется на время забыть не только о постройке авианосцев, но и, возможно, о постройке фрегатов. Почему? Потому что одна ракетная бригада равна по ударной мощи шести фрегатам, а стоит в разы дешевле.
Мощь корабля должна была быть беспримерной. Наверное, она такой и будет, когда его наконец-то сдадут флоту. Однако у этой медали есть и другая сторона.
Имя этой стороне – цена. ВМФ не раскрывает точных расходов на модернизацию «Нахимова», однако ясно, что они уже либо вплотную подошли, либо скоро подойдут к сотне миллиардов рублей. Напомним, что в 400 миллиардов рублей оценивается стоимость нового авианосца для ВМФ России. Сотня миллиардов — это очень много, это бригада корветов для тихоокеанского флота, почти утратившего свои противолодочные силы, или полное обновление всей противолодочной авиации, которая летает в основном на самолётах, построенных ещё в СССР.
И хотя «Нахимов» обещает получиться реально очень сильным кораблём, тех денег, которые были вложены в его ремонт, хватило бы на такое усиление всего флота в целом, которое один корабль, при всём уважении к нему, не обеспечит. Просто потому, что он один.
Сроки сложнейшей перестройки корабля (это уже не ремонт и не модернизация, его именно полностью перестраивают) тоже, как у нас принято говорить «плывут вправо», и сегодня можно только с большей или меньшей степенью уверенности говорить о сдаче флоту в первой половине 20-х годов.
Затраты денег и времени, которых потребовал «Нахимов», не на шутку напугали всех причастных к этому проекту, и надо сказать, он стоил карьер некоторому количеству людей, в том числе и непричастных. Так уж получилось, уж сильно большую волну пустил крейсер по высшим эшелонам власти.
То, что с «Петром» ничего такого повторять не будут, было очевидно давно, но сейчас есть признаки того, что ВМФ может выплеснуть вместе с водой ребёнка. И вместо пересмотра объёмов модернизации в сторону уменьшения отказаться от неё вообще, ограничившись ремонтом корабля и минимальными усовершенствованиями уже установленных на нём систем.