В марте 1940 года на Черном море проходили сдаточные испытания головного
катера-перехватчика БК-2, предназначенного для Морпогранохраны Черного моря. Работа над проектами катеров-перехватчиков велась в КБ завода № 5, начиная с 1936 года.
Катер БК-2 при водоизмещении около 20 т, главных размерениях 17,6 х 3,0 х 1,3 м
и двух двигателях ГАМ-34БС мощностью 850 л.с. развил скорость хода свыше 32 уз.
Серия этих катеров сдавалась морским пограничникам на Черном море бригадой А. А. Ермолаева.
Поручение проектирования и постройки заводу № 5 разнообразных опытных заказов свидетельствует об авторитете, достигнутом предприятием за сравнительно недолгий срок своего существования. На заводе впервые в Советском Союзе были разработаны и изготовлены легкие катерные компрессоры, шпили, брашпили, насосы и другие сложные механизмы.
В этом заслуга замечательных конструкторов С.В. Пугавко, Б.И. Ботковского, Г.И. Китаенко, В.Д. Колечицкого и других. В создание современных видов вооружения и механизмов, воплощение в жизнь замыслов конструкторов большой вклад внесли производственники Ф. Буршев, Д. Вишняков, А. Гончаров, А. Иванов, Б. Колесников, А. Красавин, Т. Курсантов, Н. Кустов, П. Крылов, Н. Муравьев, X. Мухин, Л. Одинцов.
Об авторитете, который обрел завод № 5 накануне Великой Отечественной войны, говорит и тот факт, что в начале 1940 года начальники цехов Н.И. Смирнов, А.И. Иванов, М.Я. Попов и Н.И. Махоткин были направлены на учебу в Промышленную академию имени Сталина. Наиболее талантливым из выдвиженцев этой волны оказался Н.И. Смирнов: во время Великой Отечественной войны он возглавил катеростроительный завод на Каме в Нижней Курье, а после войны вначале возглавил Кировский завод в Ленинграде, а затем долгое время работал председателем Ленгорисполкома.
К 1941 году завод № 5 большую часть своей продукции стал поставлять Военно-Морскому Флоту, поэтому 22 мая 1941 года его из НКВД передали в Народный комиссариат судостроительной промышленности.
В предвоенные годы продолжалось совершенствование катеров проекта МО-4; так в период 1940—1941 годов на нескольких катерах были установлены и испытаны опытные образцы шумопелегаторных станций «Цефей» и гидроакустических станций «Тамир». Это позволило начать оснащение катеров этими станциями накануне Великой Отечественной войны.
На фото
Катера типа Д-3 в постройке
Быстроходный катер БК-2