На основании вышеперечисленных материалов родилось письмо в адрес ВПК:
Письмо П.Дементьева, адресованное Зам.пред. СМ СССР т. Смирнову Л.В. от 13.07.1964 г. «По вопросам экономики опытного пр-ва и хозяйственно-финансовой дисциплины в системе ГКАТ».
1. По сокращению тематики НИР и ОКР и экономии бюджетных средств.
В связи с большими объемами ОКР и НИР, наличием многочисленных и дублирующих заданий, ГКАТ в 1963-64 г.г. пересмотрел план ОР по АР и космической технике с целью прекращения работ менее перспективных и потерявших актуальность, с тем, чтобы сосредоточить силы и средства на выполнении главных заданий и работ.
В основу Пересмотра были положены указания ЦК и СМ от 11.12.1962 г. и ПСМ от 15.07.1963 г. о сосредоточении сил и средств …
При пересмотре были также учтены возможности финансирования, т.к. выделенные на 1964 г. средства не обеспечивали финансирование всех опытных работ по существующей тематике. При общей потребности финансирования на 1964 г. 950 млн.руб., ГКАТ выделили 836 млн.руб. Перечень ОКР и НИР, потерявших актуальность или дублирующих, работы по которым без ущерба можно прекратить, состоит из 77 наименований, с общей суммарной сметной стоимостью 267 млн.руб. (на 1.5. с.г. израсходовано на эти темы 86 млн.руб.)
Сокращение указанных ОКР и НИР дало бы экономию более 180 млн.руб. Однако МО СССР, рассмотрев предложения ГКАТ, согласилось на прекращение работ только по 13 темам сметной стоимостью 52 млн.руб. Это решение поддержала ВПК.
В связи с недостаточностью средств, имея в виду при всех условиях обеспечить выполнение основных заданий ГКАТ был вынужден временно приостановить ряд ОКР, переключив средства с них на работы по космическим аппаратам, ракетам, средствам ПВО и транспортным самолетам и вертолетам.
Следует отметить, что МО не принимает мер к сокращению тематики, и кол-ва однотипных самолетов. В настоящее время в окончательной разработке находятся:
- 4 ИП (Е-155, МиГ-23, Т-58, Ту-28А).
...
В серийном пр-ве и на вооружении находятся:
- 4 ИП (МиГ-21ПФ, Су-11, Як-28П, Ту-28-80)
...
Многотемность и многообразие ЛА не сокращаются и в перспективе. Так, например, представленный МО 5-летний план развития вооружения ... также предусматривает дальнейшее повышение кол-ва опытных образцов:
- по ИП предусматривается 9 типов самолетов. …
Испытания и доводки требуют постройки большого кол-ва экземпляров высокой стоимости.
Современные с-ты также требуют длительных испытаний и доводочных работ на нескольких опытных экземплярах. Так, опытный с-т Е-155 создается в 8 экз-рах. ...
… Одновременно ГКАТ докладывает, что фактические затраты на разработку отечественных ЛА значительно ниже разработок США, Англии и Франции. Так, например, стоимость разработки сверхзвукового с-та Е-155 мы планируем 50-60 млн.руб., а по американским данным на разработку с-та А-11 уже израсходовано 500 млн. долларов. На разработку СПС англо-американцы планируют 450-500 млн. долларов, расходы ОКБ-156 на с-т Ту-144 нами предусматриваются 230 млн.руб. По имеющимся данным США израсходовали на создание опытных с-тов «Хаслер» В-58 82 млн.руб., на создание с-тов Ту-22 нами израсходовано 40 млн.руб.
Аналогичное положение по стоимости серийных самолетов. Например, ИП типа «F-104» и «Мираж-III» продается от 900 тыс. до 1.150 тыс.долларов, (на) наши отечественные с-ты МиГ-21, Су-9 и Су-7Б (цены) установлены от 210 до 330 тыс.руб. за с-т. Английский пассажирский с-т «Виккерс» VC-10 продается по 5,6 млн.долларов, цена на с-т Ил-62 планируется 3,5 млн.руб.
По объему незавершенных работ.
… По действующему порядку списание с балансов ОКБ затрат на опытные изделия, списание их производится после проведения С(Г)И и принятия новых образцов техники на вооружение, после полной инвентаризации мат.ценностей по основному объекту. …
… Ввиду длительности С(Г)И … и сложности действующего порядка списания затрат (до 6 мес. и более) на бюджетных опытных организациях часто более 3 лет значатся в незавершенных работах опытные объекты, законченные проектированием и опытным пр-вом и переданные в серийное пр-во.
Из-за неправильно сложившейся практики списания затрат … по состоянию на 1.7.1964 г. в незавершенных работах ГКАТ значатся образцы новой техники, переданные в серийное пр-во, серийно выпускаемые заводами и находящиеся на вооружении СА, как-то: Ту-22Р, Ту-22К, Ту-95РЦ, Ту-28-80, Ястреб, и др., на общую сумму 478 млн.руб.
Кроме того, следующие изделия, находящиеся на С(Г)И: Т-58, Ту-126, Бе-12, Ил-38, К-25ПЛО, К-98, П-25, и др., на общую сумму 101,7 млн.руб.
Т.о., действующий объем незавершенных работ, обеспечивающий ближайшую перспективу в создании новых видов вооружения (до 1967 г.) составляет ~ 1.288 млн.руб., что равно 1,5 годичным бюджетным ассигнованиям. В числе работ следующие: УР-100, УР-200, ИС, УС, двигатели для них на сумму более 500 млн.руб., система А-35, Е-155, Ил-62, Ан-22, МиГ-23, Як-36, 3М9 на сумму 250 млн.руб. … и др. …
