Как-то вот так.
ЧТО ОЖИДАЕТ ИСТОРИЧЕСКУЮ СУБМАРИНУ В КРОНШТАДТЕ.К-3 «Ленинский комсомол», первая советская атомная подводная лодка, сегодня ночью прибыла в Петербург. Задача последнего похода исторического корабля — стать экспонатом музея военно-морской славы в кластере «Острове Фортов». К-3 ожидает ремонт и реставрация в доках Кронштадтского морского завода. Уже к середине следующего года лодка-музей займет место у форта «Петр I», на постаменте между двумя корпусами исторических артиллерийских хранилищ, которые объединят в единое музейное пространство с помощью стеклянного купола. Хранилища также отреставрируют, а во внутренних помещениях разместят экспозицию, посвященную истории развития подводного флота.Комплекс работ по превращению первого отечественного атомохода в музей будет зависеть от объема финансирования. Как сообщает пресс-служба «Острова Фортов», предполагается, что все отсеки подлодки станут доступны для посетителей и будут музеефицированы. В пресс-службе отметили, что сама по себе постановка К-3 на береговой постамент — не менее уникальное и сложное техническое мероприятие, требующее высокого инженерного искусства. Среди ветеранов подводного флота СССР и России отношение к проекту музеефикации К-3 в целом положительное. Однако они отмечают, что проектанты нового музея не обращались за консультациями в ветеранские организации, которые могли бы оказать помощь в воссоздании интерьеров первого атомного подводного корабля и быта моряков-подводников 60-х годов прошлого века. Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков подводников капитан 1 ранга в отставке Игорь Курдин напомнил корреспонденту "Невских новостей", что ветеранское сообщество подводников боролось за сохранение К-3 в качестве корабля-музея на протяжении почти 20 лет. «Мы очень рады, что нашлись источники финансирования, и К-3 не будет разрезана на иголки, а станет кораблем-музеем. Кронштадт — родина подводного флота России, неофициальная столица Военно-морского флота России, и там размещение К-3 вполне уместно. Живы командиры и члены экипажа К-3, они вполне могли бы оказать помощь в музеефикации корабля. У нашего клуба тесные связи с международным сообществом ветеранов-подводников, в мире есть отличные примеры, как подводные корабли становились музеями, не превращаясь в развлекательный балаган, сохраняя дух и суть подводной службы. Это "Наутилус" в США, "Редутабль" во Франции. Клуб моряков-подводников готов оказать всю необходимую помощь создателям музея», — сказал Игорь Курдин. К-3 «Ленинский комсомол» — первая отечественная и третья в мире атомная подводная лодка. Она была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске и спущена на воду 9 августа 1957 года. Старше нее только американские Nautilus, спущенный 21 января 1954 года, и Seawolf, коснувшийся воды в том же, что и К-3, 1957-м. Nautilus, кстати, был выведен из эксплуатации еще в 1980-м. «Ленинский комсомол» перестал числиться в составе Северного флота на 11 лет позже. В середине нулевых К-3 своим ходом зашла в акваторию судоремонтного завода «Нерпа», как тогда казалось, на утилизацию. Но судоремонтники и ветераны подводного флота предложили сделать лодку музеем. В 2010 году было принято судьбоносное для лодки решение сохранить ее для истории, но с тех пор прошло 11 непростых лет. По первоначальной задумке музей К-3 должен был стать плавучим. На воплощение задумки банально не нашлось денег. В 2013-м лодке вновь грозила утилизация — нужно было освободить место на стапельной площадке «Нерпы». К-3 законсервировали и спустили на воду в ожидании финансирования, предварительно вырезав реакторный отсек. И вот «Ленинский комсомол» на пути в Кронштадт. На пути к тому, чтобы наконец стать полноценным музеем не только отечественного судостроения, но и мужества военных моряков.Это единственный корабль проекта 627 «Кит», как говорят судостроители — головной, все последующие лодки серии строились по доработанному 627А. Название «Ленинский комсомол» присоединилось к К-3 только в 1962-м. Подлодка унаследовала его от дизельной М-106, затонувшей в боевом походе во время Великой Отечественной войны. На счету атомного «Ленинского комсомола» первый в истории отечественного ВМФ проход под толщей льдов Северного Ледовитого океана, во время которого лодка дважды прошла точку Северного полюса. И трагическая дата — 8 сентября 1967-го. Тогда на 56 сутки боевого дежурства в Норвежском море в I и II отсеках лодки произошел пожар. Командир второго отсека капитан-лейтенант Анатолий Маляр закрыл изнутри переборку, остановив распространение огня. 39 членов экипажа погибли, но удалось избежать взрыва торпед, среди которых были и те, что с атомными боевыми частями. Лодка самостоятельно вернулась на базу. В 2014 году погибших моряков посмертно наградили орденами Мужества. Всего же за годы службы корабля 10 членов экипажа удостоены звания Героев Советского Союза, 13 стали кавалерами Ордена Ленина, 60 — награждены Орденом Красной Звезды.
// vk.com