ПАМЯТИ МОРЯКА-ВЕТЕРАНА ФЛАГМАНА
МАЦЕНКО ГЕННАДИЯ ПАВЛОВИЧА
По информации из Одессы, 04 октября 2021 г., на 83-ом году жизни скоропостижно скончался ветеран Одесского отделения Клуба, гагаринец МАЦЕНКО Геннадий Павлович, 26 января 1938 года рождения.
Профессию моряка Г.П. Маценко избрал вполне осознанно, отдал ей все лучшие годы своей жизни. Как многие из тех, кому выпала честь ходить на Космонавте Юрие Гагарине, судне-флагмане космической флотилии, а оно по достоинству могло бы быть визитной карточкой города-порта, Геннадий Павлович, окончив Одесское мореходное училище, сначала работал в составе грузового флота Одессы, котельным машинистом, рефмехаником, механиком.
Геннадий Павлович Маценко, в составе первого экипажа одесситов летом 1971 года участвовал в приёмке уникального судна дальней космической связи в Ленинграде, в испытательном, нулевом (июль-август) экспедиционном рейсе. С тех пор, на судне-флагмане МКФ Маценко Г.П. совершил ещё семнадцать из всех двадцати длительных экспедиционных рейсов в должностях от рефрижераторного механика до второго механика экипажа главной машины судна.
Эпизод 1 из биографии механика Маценко Г.П.
В рамках международной дружбы и сотрудничества между СССР и Индонезией, как щедрый подарок от Н.С. Хрущёва, в 1962 году на судне ЧМП турбоходе «Физик Вавилов» из Одессы в порт Джакарту были доставлены железобетонные конструкции для завершения строитель-ства спортивной арены внешне похожей на Лужники. На открытие стадиона была приглашена советская делегация с коллективом московского цирка. В то же время в этой стране с дружественным визитом находился лётчик-космонавт CCCH № 2 Герман Степанович Титов, который также участвовал в церемонии открытия, вместе с представителями перевозчика - моряками. После церемонии капитану судна «Физик Вавилов» удалось пригласить космонавта для демонстрации судна, где с ним вместе охотно сфотографировались члены экипажа, в том числе и Г.П. Маценко (фото 4,5). На снимке 4 слева направо в первом ряду: машинист Маценко Г.П.; командир космического корабля «Восток-2» Г.С. Титов; капитан тб/х «Физик Вавилов А. Гарагуля. Во втором ряду коллективного фото: машинист судна М. Ведутенко и командир экипажа самолёта, доставившего космонавта №2 в Индонезию.
Эпизод 2 из жизни 2-го механика НИС «Космонавт Юрий Гагарин» Маценко.
Однажды, в ожидании освобождения причала, «Гагарин» находился в порту Гавана на внутреннем рейде. С мостика прозвучала команда капитана Григорьева Г.Ф: «полный вперёд». Второй вахтенный механик Маценко Г.П. немедленно перевёл рукоятку машинного телеграфа в положение «полный вперёд». Но вместо правильного исполнения команды, машинный телеграф сработал с точностью «наоборот», оставаясь далее неуправ-ляемым. Произошла критически опасная для жизни судна неисправность, рассогласование механической тяги пульта управления движением судна. Второй механик сразу догадался об угрожающей катастрофой неисправности и мгновенно по крутым металлическим трапам побежал на нижнюю палубу машинного отделения. До налёта судном на скалы внутреннего рейда оставались буквально секунды, но второй механик успел предотвратить несчастье, переведя вручную функцию телеграфа в нужное положение. Об этом факте в том рейсе умалчивалось, лишь сам наш таинственный «спаситель» рассказал об этом позднее. Этот героический поступок второго механика рассматривался руководством экипажа как правильные должностные действия вахтенного паротурбинной машины. Для многих членов экипажа и экспедиции на судне представлялось странным, как это исключительно опытный специалист так долго не выдвигается на должность главного механика судна, а назначают в «главные» других из резерва ЧМП? Всё просто. Геннадий Павлович не состоял членом КПСС, хотя в его преданности Родине некому было усомниться. Его дед был героем ВОВ, партизаном, которому в родном селе воздвигнут памятник. Но, формальность, беспартийность Геннадия Павловича не позволяла ему стать главным механиком, моряк-профессионал оставался «вторым» вплоть до последнего экспедиционного рейса флагмана.
Эпизод 3 из жизни 2-го механика главной машины флагмана.
12-й экспедиционный рейс, судно полным ходом идёт из Гаваны в основную точку работ у канадского острова Сейбл. У 2-го механика судовой врач обнаруживает все симптомы аппендицита. Медлить нельзя, нужна операция. На «Гагарине» условия для осуществления операции имеются: комфортабельный лазарет и операционная. Такие операции тут прежде проводились. Операция больному сделана, однако, налицо все признаки внутреннего воспаления у пациента. Не удивительно, но судовая операционная не наземный стационар, где созданы необходимые санитарные условия. Каков выход? Капитан судна по уставу имеет право зайти в любой близлежащий порт для оказания неотложной медицинской помощи члену экипажа. Капитан флагмана Григорьев Г.Ф. договаривается с властями порта Гамильтон, остров Бермуда, мимо которого пролегает наш путь в точку работы. На дальнем рейде острова с параболическими антеннами, похожими на установленные на «Гагарине», осторожно, на носилках по трапу спускаем больного и передаём его в лоцманский катер. Геннадию Маценко предстоит курс лечения в бермудском госпитале. Судно продолжает следовать в рабочую точку к коварному о. Сейбл. Через пару недель после проведённой работы у нас запланированный заход для пополнения запасов в канадский порт Галифакс. И тут, к нашему удивлению и великой радости, нас встречает в порту 2-й механик Маценко Г.П. У него ещё бледный цвет лица, при движении Геннадий Павлович медлителен и осторожен, в результате повторной операции, в его животе временно остаётся трубочка-дренаж. Моряк вне опасности, снова здоров и с нами. Геннадий Павлович рассказал об условиях нахождения в американском госпитале, где всё платное, оказанных ему лечебных процедурах. И, самое интересное, что особенно нам запомнилось из его рассказа. Американский хирург, ознакомившись с выписным эпикризом (историей заболевания) спросил больного: «Я очень удивлён, что Вы ещё живы! Ни один из моих пациентов не смог бы перенести столь много анестезии как Вы!». Вскоре история с заходом на Бермуды стала забываться, а Маценко Г.П. продолжил свою океанскую вахту до прихода в родной порт.
Корма на океанском судне – место общения моряков во время перерывов между сеансами связи по виткам, установленное место для курения; точка судна, где рождаются байки, место общения и, особенно, плотная точка размещения рыболовов. Тут все могли часто встречать и Геннадия Павловича за ловлей камбалы или скумбрии. Другим хобби у механика Маценко Г.П. была фотография и, хотя и редко, но мы встречали Геннадия Павловича с его широкоплёночным Пентаконом. В сопровождение своих воспоминаний об этом Человеке, предлагаю посмотреть некоторые фото из его коллекции, часть которых мне довелось проявлять в рейсах самому, другие сканировать в цифру по прошествии лет. Эти снимки напомнят гагаринцам о совместных рейсах, позволят взглянуть на судно через объектив фотолюбителя Маценко. Хотя, «фотолюбителя» сказать мало, многие его фото можно вполне заслуженно считать художественными, в них скрыты замыслы настоящего художника-мариниста.
Геннадий Павлович был активным участником Одесского отделения Клуба, участвовал в оформлении фотостендов, в том числе класса-музея при школе на Проспекте Гагарина. Ему моряку-романтику были всегда приятны встречи с ветеранами экипажа флагмана, вокруг Маценко всегда собирались те, кому были дороги воспоминания об уникальном судне, все те, кто гордился службой на «Гагарине», кто «болели морем». До последнего времени Геннадий Павлович был бодр духом, своё здоровье поддерживал утренними пробежками по кварталу или ездой на велосипеде. Он всегда был хорошим семьянином и отцом, небезразличным другом. Вместе с нами он болезненно переживал трудные времена, но всегда горячо дорожил дружбой с товарищами и сослуживцами. Эти свойства его светлой бескорыстной души будут долго согревать и поддерживать нас во все времена. Он достойно внёс летопись «собственного времени» в историю любимого судна и нашего Клуба.
Выражаем глубокие соболезнования в связи с уходом Геннадия Павловича Маценко его вдове, сыну и внукам, друзьям и близким, сослуживцам-морякам флагмана.
от Совета Клуба ветеранов Морского космического флота А.Капитанов