В июне 2020 года источник РИА Новости в ракетно-космической отрасли сообщил, что Центр Хруничева и Минобороны РФ подписали контракт на производство первых четырех серийных ракет "Ангара-А5". В декабре генеральный директор предприятия Алексей Варочко рассказал, что ракеты будут поставлены военным в 2022-2024 годах.
В материалах на госзакупках говорится о заказах различных комплектующих (алюминиевые прутки и трубы). При этом финансирование договоров "осуществляется в рамках выполнения государственного контракта... от 21 мая 2020 года на изготовление ракет-носителей "Ангара-А5"... (с заводскими номерами) 71757-71760 для нужд Минобороны РФ".
Ранее сообщалось, что Центр Хруничева по контракту с военными должен изготовить шесть ракет "Ангара-А5" для летных испытаний. Две из них уже улетели в 2014 и 2020 годах с макетами космических аппаратов. Третий пуск "Ангары-А5" также с макетом намечается в третьем квартале 2021 года.
Слово зарегистрировано за госкорпорацией по разным категориям товаров, в том числе для ювелирных украшений, нижнего белья, батутов, игрушек, часов, транспортных средств и т.д.
МОСКВА, 29 апреля. /ТАСС/. Модернизированный вариант ракеты-носителя "Ангара" готовится для запуска с космодрома Восточный, но в будущем будет возможность запускать его и с Плесецка. Об этом сообщил генеральный конструктор КБ "Салют" Сергей Кузнецов.
"Модернизированный вариант мы будем готовить в первую очередь для космодрома Восточный, откуда запланированы пилотируемые запуски. А затем, чтобы сохранить унификацию и возможность стартовать с Плесецка, проведем аналогичное дооснащение и для нашего северного космодрома", - сказал Кузнецов в интервью журналу "Русский космос" (официальное издание Роскосмоса).
Генеральный конструктор уточнил, что модернизированная версия данной ракеты будет оснащена определенным набором оборудования, связанного прежде всего с обеспечением безопасности экипажа.
По словам Кузнецова, для непилотируемой версии ракеты "Ангара" закладываются решения, которые позволят стартовать без доработок как с космодрома Плесецк, так и с космодрома Восточный.
Как сообщалось в СМИ, доставка ПН на целевую орбиту должна осуществляться «по типовой девятичасовой трёхимпульсной схеме с четырьмя включениями маршевого двигателя РБ» (ТАСС)
...
Первый запуск двигателей РБ для довыведения на опорную орбиту прошло штатно. После второго включения, спустя несколько секунд, произошло их аварийное отключение.
> Что с разгонным блоком «Персей», запущенным на РН «Ангара А5»? (обновляемая публикация) | Science & Future | Яндекс Дзен
На втором этапе эскизного проектирования космического ракетного комплекса «Амур», куда входят ракеты-носители «Ангара», рассматривался ракетно-динамический способ посадки первой и второй ступеней, которые после отработки смогли бы садиться на специальную посадочную площадку.
Об этом сообщил «Газете.Ru» генеральный директор ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») Алексей Варочко. Также он рассказал о работе над летной ракетой «Ангара-А5» для космодрома «Восточный» и ее полноразмерной копией.
***
— Расскажите, пожалуйста, что сейчас Центр Хруничева делает для космодрома «Восточный»?
— Для космодрома Восточный в изготовлении находятся два изделия: «НЖ» (аббревиатура расшифровывается как «наземная жидкостная») — полноразмерная копия ракеты-носителя «Ангара-А5» для отработки подготовки штатной ракеты к пуску и аттестации космического ракетного комплекса «Амур» (в него входят разные ракеты-носители «Ангара»), и летная ракета «Ангара-А5».
Изделие «НЖ» находится в цехе окончательной сборки в высокой степени готовности.
— Какова роль макета «Ангара-НЖ»? Чем он важен?
— Это полноразмерная копия ракеты «Ангара-А5», оснащенная всеми системами, которые участвуют в наземной подготовке реальной ракеты. Она позволит, не задействуя летную «Ангару-А5», отработать цикл предстартовых и стартовых операций, проверить в реальных условиях работу заправочного оборудования. Таким образом, мы сможем аттестовать новый стартовый комплекс и те части технического комплекса, которые предназначены для подготовки ракеты к пуску.
— На какой стадии изготовления находится «Ангара-А5» для Восточного? Как ее будут перевозить?
— Изготовление летной ракеты «Ангара-А5» проходит в соответствии с графиком.
Проблемных вопросов у нас нет, часть отсеков готова, они также находятся в цехе окончательной сборки. Корпуса баков находятся на этапе снаряжения внутренним оборудованием.
Баки горючего и окислителя начнут поступать в цех окончательной сборки в августе 2022 года. Что касается транспортировки ракеты-носителя, то для этого разработаны специальные агрегаты транспортирования. Фактически это транспортные контейнеры, в которых перевозятся составные части ракеты-носителя на штатных железнодорожных платформах.
— Какие работы ведутся прямо сейчас на Восточном?
— На космодроме Восточный создан технический комплекс. Все строительные работы завершены, и в настоящий момент помещения комплекса готовы к монтажу оборудования, которое мы планируем начать в августе текущего года.
— Могут ли на темпы производства ракеты повлиять санкции, введенные западными странами весной 2022 года? Если да, то какие и как?
— Изначально при принятии решений о создании комплекса «Ангара» исходили из того, что все составные части должны изготавливаться на российской территории. Поэтому те санкции, которые ввели, повлиять на изготовлении ракет не могут. Стоит отметить, что, учитывая специфику отрасли, наши западные коллеги и до введения санкций не стремились давать нам возможность заимствовать какие-то передовые иностранные технологии. Поэтому все, что нами разработано, — это всецело работа российских специалистов для обеспечения стране независимого доступа в космос.
— За какое время до старта ракета-носитель «Ангара-А5» будет упаковываться для перевозки на Восточный? Как это делается?
— Транспортировка ракеты-носителя на космодром Восточный будет проводиться в специально разработанных транспортных контейнерах. Их аттестация в рамках автономных и комплексных испытаний средств транспортирования будет проходить при отправке изделия «НЖ» на космодром Восточный. Процесс погрузки в транспортные контейнеры будет начинаться непосредственно в сборочном цехе, где проложен специальный железнодорожный путь. Контейнеры будут проходить проверки, герметизироваться, опломбироваться и далее по железной дороге доставляться на космодром Восточный. Погрузка займет несколько дней.
— Каковы особенности старта с Восточного для «Ангары»?
— На стартовом комплексе космодрома Восточный применяются самые передовые технические решения, довольно много операций будет автоматизировано. Например, исключено участие человека при заправке ракеты. Это снизит как трудоемкость подготовки ракеты к пуску, так и обеспечит безопасность обслуживающего персонала, безопасность боевых расчетов. В будущем стартовый комплекс планируется доработать под более тяжелую ракету-носитель «Ангару-А5В» и под программу с пилотируемым транспортным кораблем нового поколения. В целом это современный стартовый комплекс, который планируется использовать длительное время.
— Будет ли у «Ангары» вариант с возвращаемыми ступенями? Как именно планируют их сажать и каков статус проекта?
— Вариант с возвращаемыми ступенями «Ангары» существует с самого начала создания этого комплекса. Рассматривался вариант возвращения как отдельно универсальных ракетных модулей, из которых состоит изделие, так и ракеты в целом. Один из таких вариантов — «Байкал», который по проекту должен был возвращаться к месту старта по самолетной схеме. Фактически это был УРМ (универсальный ракетный модуль), оснащенный авиационными двигателями и поворотным крылом, которое позволяло ему, после выработки топлива на участке работ ракетной ступени, возвращаться к месту старта и совершать мягкую посадку.
Также нами подробно обсуждались варианты возвращения в целом связки ракетных блоков и спасением не только отдельных УРМов.
При эскизном проектировании комплекса «Амур» второго этапа мы рассматривали ракетно-динамический способ посадки первой и второй ступеней, которые после отработки смогли бы садиться на специальную посадочную площадку. Проект прошел защиту.
С учётом необходимого комплекса работ потребуется дополнительно и углубленно рассмотреть технико-экономический анализ проекта.
...
"В этом году мы планируем, что полетит еще легкая "Ангара", а после определения полезной нагрузки нашим основным заказчиком полетит и тяжелая "Ангара", когда это будет – конец года или начало следующего – это их вопрос", – сказал Рогозин.
Он уточнил, что тяжелая ракета уже изготовлена и находится на космодроме Плесецк. Легкую также скоро отправят на космодром.
...
"Мы контрольно-измерительную станцию и для легкой, и для тяжелой "Ангары" сохраняем, потому что мы не будем сейчас все в Омск тащить. Омск и так уже работает на полную мощность… У нас там аншлаг в Омске. Поэтому Москву мы сохраняем", – отметил гендиректор "Роскосмоса".
Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») из своего омского филиала ПО «Полёт» отправил на космодром Плесецк вторую штатную ракету-носитель «Ангара-1.2». Пуском этой ракеты завершаются лётные испытания ракеты-носителя лёгкого класса семейства «Ангара».
Специалисты омской производственной площадки при участии структурных подразделений ГКНПЦ имени М. В. Хруничева с положительным результатом завершили испытания ракеты-носителя «Ангара-1.2».
По итогам испытаний и оценки всех систем ракеты-носителя на соответствие заложенным комплексным инженерным решениям подтверждена готовность «Ангары-1.2» к продолжению лётно-конструкторских испытаний на космодроме.
«Конструкторская документация на ракету «Ангара-А5М» сейчас находится в завершающей стадии разработки. Разработаны корпусные изделия, баки и отсеки. Ведется разработка документации на макеты», — сказал заместитель генерального конструктора КБ «Салют» — начальник КБ «Полет» Александр Сальников.
По его словам, сейчас ведется технологическая подготовка производства для испытаний стендовых изделий, после которых предприятие сможет приступить к изготовлению первой ракеты «Ангара-А5М».
Александр Сальников отметил, что при производстве «Ангары-А5М» будут применяться новые технологии в сварке и металлообработке, что позволит сократить цикл ее производства и улучшить тактико-технические характеристики ракеты.