Speed under Sail, 1750–1830
Morgan Kelly and Cormac O Grada, 2017
Abstract
We measure technological progress in oceanic shipping directly by
using a large database of daily log entries from ships of the British
and Dutch East India Companies and Navies to estimate daily sailing
speed in different wind conditions from 1750 to 1850. Against
the consensus among economic (but not maritime) historians that the
technology of sailing shipswas static during this time, we find that average
sailing speeds of British ships in moderate to strong winds rose
by nearly a third. Driving this steady progress seems to be continuous
evolution of sails and rigging, and improved hulls that allowed a
greater area of sail to be set safely in a given wind. By contrast, looking
at every voyage between the Netherlands and East Indies undertaken
by the Dutch East India Company from 1595 to 1795, we find that journey
time fell only by 10 per cent, with no improvement in the heavy
mortality, averaging six per cent per voyage, of those aboard.
Показывают на базе обработки материалов десятков тысяч записей судовых журналов рост средней скорости парусников с 1750 по 1850 на треть, и полагают его следствием совершенствования технологий. Но ИМХО всё же как минимум частично может быть обусловлен тем, что лучше примеривались к ветрам и течениям. Они пытались учесть эти факторы, но по-моему не до конца корректно. Всё-таки отдельно в явном виде изменение маршрутов по годам и сезонам НЯП не рассматривалось, было оно или нет - из статьи непонятно.
Если бы они приводили именно маршруты по годам и их сопоставления с сезонными картами ветров и течений, то можно было бы адекватно учесть этот фактор. Или приводили по годам графики скорости наблюдаемого ветра. Или хотя бы для получаемой ими средней скорости график по годам или хотя бы по десятилетиям - можно было бы как-то оценивать вероятность вклада «Sailing Directions» и «Charts...». Всё-таки период 1835-50 в этом плане достаточно революционен - и прогресс в технологии тут ни при чём.
Правда, пишут, что дни штиля выбрасывали из статистики, что несколько повышает вклад именно технических факторов.
Отдельно стоило бы ИМХО рассмотреть вариант, когда на маршрутах изменялись типичные классы кораблей или их доли. Что не обязательно технологический прогресс - допустим, классы А и Б с разными скоростями существовали и в 1750, и почти без изменений до 1850, но доля медленных Б снижалась. Естественно, это влияло на
среднюю скорость, рассчитываемую по судовым журналам всех кораблей.
Ну и еще один-два как бы и не совсем мелких, но трудно выделяемых варианта опустим.