Реклама Google — средство выживания форумов :)
Сегодня специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева с помощью космонавтов Госкорпорации «Роскосмос» проведут на Международной космической станции тепловые испытания систем корабля «Союз МС-22».
Космонавты Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Андрей Федяев выполнят ряд тестов оборудования корабля для проверки режимов его работы перед предстоящей в конце марта посадкой в беспилотном режиме.
Результаты тестов будут переданы на Землю для оценки специалистами РКК «Энергия».
Сегодня государственная комиссия на заседании в Госкорпорации «Роскосмос» одобрила возвращение корабля «Союз МС-22» с Международной космической станции на Землю 28 марта в беспилотном режиме.
Космонавты уже укладывают удаляемые грузы в бытовом отсеке «Союза МС-22» и возвращаемые грузы — в его спускаемом аппарате.
Расстыковка корабля от малого исследовательского модуля «Рассвет» российского сегмента МКС намечается в 12:57 по московскому времени, посадка его спускаемого аппарата в районе юго-восточнее казахстанского города Жезказган — в 14:45 мск.
На «Союзе МС-22» предполагается возвратить на Землю 218 кг грузов, в том числе результаты научных экспериментов и оборудование станции для анализа или повторного использования.
КОРОЛЁВ /Московская область/, 28 марта. /ТАСС/. Тепловой режим корабля "Союз МС-22", у которого в декабре произошла разгерметизация внешнего контура радиатора системы терморегулирования, после отстыковки от МКС лучше, чем в наихудших расчетах, проведенных специалистами. Об этом сообщил журналистам исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев.
"Проводились оценки, как будет меняться тепловой режим в разных отсеках корабля, разные элементы аппаратуры конструкции. Как обычно делаются оценки с определенным запасом, считается наихудший вариант. Хотим посмотреть, насколько наихудший расчетный вариант отличается от реального. Пока результаты показывают, что реальный вариант получше, чем наихудший", - сказал Крикалев.
По словам исполнительного директора, примерные цифры, насколько нагрелся корабль во время спуска, будут получены после проведения анализа разных частей конструкции.
Из интересных подробностей, которых нет в СМИ:
Первое: с места посадки спускаемого аппарата космического корабля "Союз МС-22" передают, что после открытия люка внутри будо очень жарко. Цитирую: "Точно больше 30 градусов".
Второе: спуск "Союза" проходил на теневом участке орбиты, то есть не было нагрева систем корабля от Солнца. Кроме того, не было нагрева от членов экипажа, ведь корабль спускался в беспилотном режиме.
Если при таких щадящих условиях в спускаемом аппарате было +30, то даже страшно представить, что должно было быть в наихудших расчетах специалистов, о которых говорит Сергей Константинович.
Из положительного: спускаемый аппарат вернулся, все системы корабля отработали по циклограмме спуска, значит, на теневом участке орбиты развращаться без работающей СОТР вполне можно.
МОСКВА, 19 дек – РИА Новости. Температура в приборно-агрегатном отсеке "Союза МС-22", пристыкованном к Международной космической станции, достигала 40 градусов в первые дни после повреждения системы охлаждения, заявили в понедельник в пресс-службе "Роскосмоса".
"В первые дни после повреждения по причине проводившихся тестов систем температура в жилом объеме корабля "Союз МС-22" достигала +30 градусов Цельсия, в его приборно-агрегатном отсеке — +40 градусов Цельсия, однако в последние дни с отключением систем корабля температура в его отсеках стабилизировалась на уровне около +30 градусов Цельсия", - говорится в сообщении.
Жидкость, которая полетела из «Союза», — это изооктан, который на Земле используют в качестве эталона для оценки качества автомобильного бензина, поскольку его октановое число — 100. На российском корабле около 45 литров изооктана играют роль теплоносителя в одном из двух контуров системы терморегулирования — контуре навесных радиаторов, который собирает избыточное тепло от бортовой ЭВМ и другого оборудования в приборно-агрегатном отсеке.
....
Лишившись теплоносителя, весь контур наружных радиаторов работать не может — так что избыточное тепло от аппаратуры остается в приборно-агрегатном отсеке. Еще хуже то, что это нарушило работу второго контура терморегуляции «Союза» — контур жилых отсеков.
Он, как и первый, заполнен теплоносителем — в нем циркулирует около 18 литров жидкости «триол» — это нетоксичный водный раствор глицерина с антикоррозийными присадками, который не замерзает до 18 градусов ниже нуля (но в системе на всякий случай все равно предусмотрена возможность электроподогрева жидкости).
Этот контур поддерживает в спускаемом аппарате и бытовом отсеке корабля температуру в интервале от 18 до 25 градусов, а также обеспечивает тепловой режим двигателей причаливания и ориентации в приборно-агрегатном отсеке. Для сбора тепла в каждом из них есть по холодильно-сушильному агрегату. По сути это обыкновенные кондиционеры: вентиляторы, радиатор, конденсатор. Воздух отдает тепло и избыточную влагу в систему терморегуляции и возвращается в отсек.
В Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») начались регламентные работы со спускаемым аппаратом корабля «Союз МС-22», совершившего автоматическую посадку 28 марта 2023 года.
29 марта спускаемый аппарат прибыл в сборочный цех Завода экспериментального машиностроения (входит в РКК «Энергия») с полигона посадки. На следующий день специалисты предприятия выполнили разгрузку корабля, который доставил с Международной космической станции ресурсное оборудование и укладки с результатами научных экспериментов.
В настоящее время проводится демонтаж автономных регистрирующих средств спускаемого аппарата для расшифровки и анализа данных о функционировании систем во время полета и приземления. Очередной этап послеполетного обслуживания спускаемого аппарата на заводе-изготовителе предусматривает оценку состояния элементов конструкции и теплозащитного покрытия, проверку работоспособности служебной аппаратуры и контроль герметичности бортовых соединений.