На счет дневников Н.О. фон Эссена. Читал вот такое.
Отечественные военно-морские историки - современники фон Эссена прекрасно понимали значение его личного архива как "... важнейшего документального материала для биографии всем флотом любимого и глубокоуважаемого покойного командующего флотом, сыгравшего великую роль в создании флота на Балтийском море". Исполнявший обязанности начальника Исторической части МГШ и одновременно начальник Архива Морского министерства старший лейтенант А.И. Лебедев, к которому в конце мая 1915 г. поступили из штаба Балтийского флота описи документов, обнаруженных в каюте Н.О. фон Эссена, обратил внимание на то, что среди них нет эпистолярного наследия адмирала и вообще личных документов. Он узнал от капитана 2 ранга В.М. Альтфатера, что фон Эссен "вел постоянно, всю свою жизнь дневник". Излишне говорить, какую ценность представлял бы он для истории российского флота начала XX века. Вероятно именно по инициативе Лебедева морской министр И.К. Григорович тогда же обратился с письмом к вдове адмирала Марии Михайловне: "Узнав, что покойный супруг Ваш вел постоянно дневники, и глубоко чтя память Николая Оттовича, в целях всестороннего освещения его личности и значения его для флота, обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой не отказать в любезности предоставить на хранение в Морской генеральный штаб указанные дневники, а также официальные письма и документы, если таковые имеются". Министр обещал оставить семье копии дневников, а для разбора домашнего архива командировать начальника Исторической части.
Надо полагать, что ответа на это обращение не последовало, поскольку 6 июня 1915 г. уже сам А.И. Лебедев написал письмо зятю фон Эссена лейтенанту Б.П. Страхову, женатому на старшей дочери покойного адмирала Марии Николаевне. Он просил сообщить, действительно ли адмирал вел дневники "и в утвердительном случае посодействовать предоставлению снять с них копии...".
Служивший на "Рюрике" Страхов передал письмо сыну Николая Оттовича лейтенанту А.Н. фон Эссену, штурману базировавшейся в Ревеле британской подлодки Е-9. Антоний Николаевич ответил А.И. Лебедеву 8 июля: "Имею честь уведомить Вас, что часть дневников отца, а именно относящиеся к началу нынешней войны до момента смерти отца, находятся у меня, остальная же часть у моей матери. Вполне разделяя Ваше мнение о важности находящихся у меня документов, я, тем не менее, в настоящее время лишен возможности дать снять копии с них. По окончании войны я, а в случае моей смерти мои родные, передадим дневники адмирала в историческую часть для снятия копий". В сентябре 1917 г. командир подводной лодки "АГ-14" старший лейтенант А.Н. фон Эссен не вернулся вместе с ней из боевого похода.
Забегая вперед скажем, что среди документов фонда 757 дневников Николая Оттовича нет. Совсем недавно один из его потомков Б. Додд- Эссен сообщил о том, что эти дневники, а также фотографии и письма хранились у родственниц адмирала и были изъяты при их аресте органами НКВД в 1936 г. в Москве. Таким образом известный из переписки 1915 г. факт существования дневников как будто бы получил подтверждение. На запрос дирекции РГАВМФ в 1998 г. из Центрального архива ФСБ пришел отрицательный ответ, но заметим, что поиск этих материалов весьма затруднен тем обстоятельством, что родственницы Эссена носили другие фамилии, которые до сих пор не установлены. При этом, на наш взгляд, существует опасность некоторой путаницы. В личном фонде адмирала хранятся его флагманские исторические журналы за 1906-1915 гг. по должностям начальника 1-го отряда минных судов, Соединенных отрядов, Действующего флота, командующего Морскими силами Балтийского моря Когда эти документы поступили на хранение в Мориском с журналов за 1907-1908 и 1914 гг. сняли машинописные копии, причем одна из них была озаглавлена как "Дневник". Не эти ли журналы, которые аккуратно вели в штабе фон Эссена, имелись ввиду в переписке 1915 года? Альтфатер явно знал о "дневниках" только понаслышке, родственники же покойного адмирала не отдали исторические журналы потому что он ими очень дорожил и даже хранил дома. Правда, в таком случае остается открытым вопрос с дневниками за период русско-японской войны, о которых сообщил потомок адмирала.
Просматривая описи РГВА, встретил дело с вот таким заголовком "Переписка с военными учреждениями о военной конвенции с Грузией, об исследовании опыта войны 1914-1918 гг., о затруднениях со стройматериалами и продовольствием в Саратовском губернском комиссариате.
О передаче комиссии по исследованию опыта войны 1914-1918 гг. записок и дневника бывшего командующего Балтийским флотом Н.О. Эссена, об организации госпиталя-здравницы в Феодосии, об освобождении школьных зданий, о деятельности Чрезвоенсанкома Киевской области. Правила приема в Академии Генштаба" (РГВА. Ф. 4. Оп. 8. Д. 431).
Как думаете, есть смысл взять посмотреть это дело? Может будет какая-то дополнительная информация по поводу дневников?