Комиссия по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета обнародовала промежуточный отчёт по результатам расследования катастрофы самолёта ТВС-2МС в аэропорту Нарьян-Мара 19 декабря 2017 года. В этот день в 10:27 лайнер Нарьян-Марского объединённого авиаотряда с
// nao24.ru
О катастрофе ТВС-2МС.
Комиссией установлено, что взлётная масса (вес пассажиров, багажа и почты) составила 5 542 кг, хотя в сводно-загрузочной ведомости значится другая цифра – 5 469 кг. Разница между этими показателями принципиальна: согласно руководству по лётной эксплуатации (РЛЭ), максимальная взлётная масса для ТВС-2МС составляет 5 500 кг.
Между тем эксперты в отчёте связывают катастрофу не столько с превышением этого параметра, сколько с ненормативной центровкой (положением центра тяжести самолёта относительно крыла), которая при полной загрузке судна приобретает решающее значение. При расчёте центровки был проведён следственный эксперимент. По информации пассажиров и свидетелей было смоделировано расположение багажа и почты, а также распределение ручной клади под каждым из сидений.
По разным методикам подсчёта значение центровки, установленное экспертами, составило от 32,5% до свыше 34% средней аэродинамической хорды (САХ), что выходит за пределы установленных ограничений (29,5%).
При этом, говорится в отчёте,
при условии максимальной загрузки ТВС-2МС (12 пассажиров) и количестве топлива от 500-900 кг (в день катастрофы это было 904 кг) получаемая центровка в любом случае превысит 31% САХ.
«Любое количество багажа на борту приводит к смещению центровки назад. Таким образом, при максимально разрешённом […] количестве пассажиров (12 человек) получаемые значения центровки всегда будут выходить за установленное ограничение (29,5% САХ)», – заключают эксперты МАК.
Вместе с тем, подчёркивают они, в апреле 2016 года главный конструктор СибНИА им. С.А.Чаплыгина для решения этой проблемы предписал установить на переднем шпангоуте моторамы рухнувшего в Нарьян-Маре самолёта балансировочные грузы массой около 28 кг и установить дополнительный неснимаемый груз массой 3 кг в районе шпангоута № 23. Это было сделано.
Кроме того, в соответствии с предписанием главного конструктора СибНИА, в РЛЭ самолёта RA-01460 должны быть внесены коррективы по максимальному углу отклонения закрылков на взлёте и посадке и минимальной скорости набора высоты и снижения в случае, если центровка превышает 29,5% САХ.
В этом же документе говорится, что «для обеспечения подконтрольной эксплуатации по окончании каждого лётного дня должна оформляться справка о параметрах полёта самолёта с обязательной пересылкой по электронной почте в отдел эксплуатации и поддержания лётной годности СибНИА».
«Ограничения в экземпляр РЛЭ самолёта ТВС-2МС RA-01460 не внесены. Отправка справок о параметрах полёта после каждого лётного дня эксплуатантом не выполнялась», – констатируют эксперты МАК.
В своих оперативных рекомендациях по повышению безопасности полётов они предлагают «оценить существующие риски и принять соответствующее решение о порядке дальнейшей безопасной эксплуатации самолётов типа ТВС-2МС», провести разовую проверку всех воздушных судов этого типа на предмет веса установленного балансировочного груза, повторно оценить результаты лётных испытаний и обоснованность назначения диапазона эксплуатационных центровок, внести соответствующие изменения в РЛЭ.
Представленная в промежуточном отчёте информация является предварительной и может быть уточнена и дополнена по результатам исследований, подчёркивают эксперты. Сейчас комиссия научно-технического обеспечения безопасности полётов МАК продолжает работу по расчёту нерегистрируемых параметров полёта на основании информации, полученной в результате расшифровки переговоров между экипажем и диспетчером, видеозаписей взлёта, зафиксированных службой авиационной безопасности аэропорта и мобильным телефоном одного из пассажиров.
Кроме того, комиссия ожидает получения результатов патологоанатомических исследований тел пострадавших. В лаборатории ГосНИИ гражданской авиации проводится анализ проб авиационного топлива и масла, отобранных из заправочных ёмкостей самолёта и топливозаправщика.
Воздушное судно ТВС-2МС с бортовым номером RA-01460 произведено ООО «Русавиапром» в январе 2016 года. Сертификат лётной годности был выдан Архангельским межрегиональным территориальным управлением Росавиации 15 сентября 2016 года на два года. С начала эксплуатации до катастрофы лайнер налетал 351 час, совершил 428 посадок.
ТВС-2МС – модернизированная версия Ан-2. В России на момент авиакатастрофы в НАО эксплуатировалось 15 самолётов ТВС-2МС, два из них – Нарьян-Марским объединённым авиаотрядом.
главное я подчеркнул.
А в самом "промежуточном" отчете МАК - в разделе доп. инфы -
В распоряжении комиссии по расследованию АП с самолетом ТВС - 2МС RA – 01460 имеется РЕШЕНИЕ от 26.04.2016 № ТВС – 2МС – ОR – 002 – 16 «О расширении эксплуатационного диапазона центровки самолета ТВС–2МС», утвержденное заместителем директора по разработке и производству АТ, Главным конструктором «СибНИА им. С.А. Чаплыгина».
РЕШЕНИЕ:
1. Расширить диапазон центровок самолета ТВС–2МС, заводской номер 1Г23151.1Р0123, по сравнению с диапазоном центровок, указанных в Карте данных к аттестату о годности самолета ТВС-2МС к эксплуатации. Установить диапазон эксплуатационных центровок для данного самолета 17.2 – 33% САХ.
словно бумажное "решение" сделает самолет более устойчивым...
В Отчете по летным испытаниям «Определение характеристик сваливания, устойчивости и управляемости, летно-технических и взлетно-посадочных характеристик, оценка работы силовой установки самолета ТВС-2МС», утвержденном директором ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», говорится: «… на повышенных режимах работы двигателя самолет обладает продольной статической неустойчивостью в конфигурации з=40 и нейтральностью с з=20 при центровке Хт = 33.3% САХ …», «… в посадочной конфигурации на повышенном режиме работы двигателя при центровке 33.3% САХ наблюдается неустойчивость по усилиям, недопустимая, согласно норм летной годности».
По имеющейся информации, на момент АП в государственном реестре гражданских воздушных судов России были зарегистрированы 15 ВС, в названии которых имеется аббревиатура «ТВС-2МС». При этом 8 ВС были зарегистрированы как «типовые» (согласно Аттестату о годности самолета ТВС-2МС к эксплуатации, утвержденному заместителем Министра транспорта Российской Федерации и заместителем Министра промышленности и торговли Российской Федерации), остальные – как ЕЭВС, при этом у части ЕЭВС в качестве предельно задней центровки указана величина 33% САХ
Также установлено, что при условии:
центровка пустого самолета в диапазоне 17.3 – 20.23 % САХ;
12 пассажиров без багажа (летний или зимний варианты);
количество топлива – 500-900 кг,
получаемая центровка составляет не менее 31% САХ. Любое количество багажа на борту приводит к смещению центровки назад. Таким образом, при максимально разрешенном согласно Карте данных к Аттестату о годности самолета ТВС-2МС к эксплуатации количестве пассажиров (12 человек), получаемые значения центровки всегда будут выходить за установленное ограничение (29,5% САХ).