Первенцы французского подводного флота на отстое после списания в Шербуре. Использовали в экспериментальных целях.
Слева-направо: начиная от бывших номерных миноносцев - пара автономных подводных лодок дальнего радиуса действия (Sous-marins autonomes à grand rayon d'action) типа «Morse», потом автономная подводная лодка (Sous-marin autonome) тип «X», далее подводный миноносец (Torpilleur Submersible) тип «Narval» и третья лодка типа «Morse».
Справка.
тип «Morse»
1. «Morse» (стр. № Q 1, порядковый № Q 3)
заложена «Arsenal de Cherbourg» в Шербуре 13 июня 1897, спущена 4 июля 1899, вступила 3 марта 1900,
законсервирована 14 сентября 1909, разоружена и 9 марта 1910 исключена, 8 июля 1911 продана за 47 000 франков для разделки на металл, разобрана в Шербуре.
2. «Français» (стр. № Q 5, порядковый № Q 11)
заложена «Arsenal de Cherbourg» в Шербуре в 1900, спущена 29 января 1901, вступила 1 июня 1902, исключена 26 марта 1914 и законсервирована, 25 мая 1921 продана для разделки на металл, разобрана в Шербуре.
3. «Algérien» (стр. № Q 6, порядковый № Q 12)
заложена «Arsenal de Cherbourg» в Шербуре 8 апреля 1899, спущена 25 апреля 1901, вступила в 1901, 11 января 1907 затонула в результате недосмотра в гавани Наполеона III в Шербуре, поднята и вновь введена, исключена 1 января 1914 и в 1922 продана для разделки на металл в Шербур.
тип «X»
1. «X» (с 13 февраля 1911 «Dauphin», стр. № Q 13, порядковый № Q 35)
заложена «Arsenal de Cherbourg» в Шербуре 10 января 1903, спущена 15 ноября 1904, вступила 18 декабря 1905, исключена 21 мая 1914, разоружена и сдана на хранение в «Arsenal de Cherbourg» в Шербур,
в 1920 предназначена к реализации, в 1922 продана для разделки на металл, разобрана в Шербуре.
тип «Narval»
1. «Narval» (стр. № Q 2, порядковый № Q 4)
заложена «Arsenal de Cherbourg» в Шербуре 23 ноября 1898, спущена 21 октября 1899, вступила 26 июня 1900, исключена 9 марта 1909 и законсервирована в Шербуре, с 1909 использовалась как масляная цистерна, 8 февраля 1910 принято решение об участии корпуса в эксперименте с нагревом, 28 мая 1910 проведено испытание с использованием корпуса в качестве масляного бойлера, 2 июня 1920 продана для разделки на металл, разобрана в Шербуре.