Китай принял единственно логичное решение по поводу старлинков.
Реакция Китая на спутниковые системы «Старлинк» и «УанВеб» (Starlink и OneWeb) впервые стала очевидной в 2020 году, когда в Международный союз электросвязи в Женеве были поданы заявки на без малого 13 000 спутников. Затем Пекин объявил «спутниковый интернет» национальным проектом «новой инфраструктуры» и в 2021 году создал государственное предприятие «Китайская спутниковая сетевая группа» (China Satellite Network Group) для наблюдения за проектом спутниковой группировки, известным как «Guowang».
С тех пор новости о прогрессе проекта «Гуованг» были ограничены. Группа подписала соглашение с правительством Шанхая о содействии развитию коммерческой космической деятельности и в рамках проекта создала две компании в городе Чунцин.
«Гуованг» заменит две более ранние и гораздо меньшие группировки связи низкой околоземной орбиты, «Гонг’ян» и «Гонг’юн» («Hongyan» и «Hongyun»), запланированные главным космическим подрядчиком Китая CASC и его сестринским оборонным гигантом CASIC соответственно. То есть для аналогичных планов, предложенных китайскими коммерческими космическими компаниями, места не было.
Однако есть признаки того, что новые коммерческие космические компании Китая будут играть большую роль в этом проекте, как в производстве спутников, так и в их выводе на орбиту.
В марте прошлого года базирующаяся в Пекине частная компания «Гэлэкси Спэйс» (Galaxy Space) запустила шесть наращиваемых спутников V-диапазона на ракете Long March 2C. Согласно китайским государственным СМИ, миссия доказывает, что «Китай создал недорогие, серийные разработки и сетевые возможности спутников, все факторы, необходимые для создания спутниковой интернет-мега-группировки».
Китайские частные провайдеры услуг по запуску также начали в выпусках новостей позиционировать национальный спутниковый интернет-проект «Гуованг» в качестве потенциального источника дохода, предполагая, что они помогут предоставить дополнительные возможности для запуска, помимо CASC, для создания группировки. Это обеспечило бы новым фирмам значительный ранний доход, а также помогло бы национальным планам.
CASC также рассматривает возможность адаптации ракеты Long March 5B, способной отправлять 25 метрических тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту, для запуска больших партий спутников для созвездий.
Китай планирует ещё один внутренний рекорд по запускам в этом году. В стране также есть новые коммерческие мощности по производству малых спутников, а это означает, что 2023 год может дать гораздо более чёткое представление о том, как будет выглядеть «Гуованг».
В другом месте CASIC, которая выделила субсидии для запуска космических проектов для получения коммерческого дохода, также будет стремиться вернуться в нужное русло со своей группировкой узкополосного Интернета вещей «Сингуин» (Xingyun) из 80 спутников. В 2022 году оператор «Экспейс» (Expace) оправился от предыдущих отказов своих твердотопливных ракет Kuaizhou и провёл миссии, проложив путь к запуску новых спутников «Сингуин» на орбиту в этом году.
Компания «Спутниковые Технологии Чанггуанг» (Changguang Satellite Technology) продолжит развёртывание спутников дистанционного зондирования для строящейся коммерческой группировки «Джилин-1» (Jilin-1). В ноябре компания заявила, что расширяет группировку с запланированных 138 спутников до 300. Ожидается, что другие коммерческие организации, включая попавшие под санкции, также продолжат отправлять свои спутники в космос в 2023 году для IoT, дистанционного зондирования и радиолокационных группировок с синтезированной апертурой, поскольку коммерческий космический сектор Китая продолжает расти.