Д.М.>> ХLVIII Продолжим о Парамушире и восхождении туристов на вулкан Эбеко.
ХLIХ Продолжим о Дальневосточных круизах. Круиз «По морям и землям Дальнего Востока». (1974), т/х «Приамурье». «Покорение» вулкана Эбеко. Фото: 1-6
1. Современник Дудников Николай Иванович вспоминает:
«…руководитель объявил, что нам представляется возможность реализовать единственный в стране плановый туристический маршрут на действующий вулкан Эбеко. Однако он, руководитель, рекомендует всем, кто старше 50 лет, воздержатся от данной затеи. Надо ли говорить, как на это реагировали старики. Предупреждение подействовало на них как сильнейший допинг и, забегая вперед, скажу, что среди тех, кто достиг кратера Эбеко (а это оказалось под силу только 40-50% круизян) старики и старухи преобладали. Молодежь же, не стесняясь, сходила с дистанции, быстренько сбегала вниз, покупала крабов и коротала оставшееся время в баре "Приамурья".
Итак, решение принято, вперед на Эбеко! Солнечный августовский день. Цветёт рододендрон, распустилась ольха, скромно синеют на зеленом ковре какие-то сине-фиолетовые цветы. Трава на легком ветру переливается серебристо - зелеными волнами. Серебристость ей придают прошлогодние поседевшие травинки. Проходим снежники, поляны, заросшие верещатником и вступаем в безжизненную поствулканическую область, усеянную большими и мелкими "бомбами". Вдали километрах в 10 видна огромная газовая паровая природная градирня - это и есть вулкан Эбеко, основная цель нашего визита на Парамушир. Идем по дороге, проложенной китайскими военнопленными, которые в период японского владычества доставляли с вершины в поселок природную высококачественную серу. Вдруг впереди колонны возбуждение - метрах в 150 по курсу в небо взметнулся желтоватый столб огня. "Знатоки" решили, что это Эбеко нас приветствует вновь открывшейся фумаролой. Немедленно туда устремляются фотолюбители и...осекаются: это местный житель - проводник решил разыграть нас и поджег какую-то серную шашку.
Наконец, к полудню достигаем вершины. Светит яркое солнце. В его лучах ослепительной белизной сверкает снег, а море у скалистых берегов Парамушира из серо - зеленого становится лазурным, как в Сочи. Солнце греет спины и постепенно все круизяне принимают пляжный вид.
Вершина. Мы удачно поднимаемся на кромку среднего кратера и на дне видим окутанное паром горячее озеро и множество фумарол и горячих источников. А чуть выше берегов озера на стенах кратера лежит снег. Спускаемся в кратер и, естественно, …купаемся: t=300°С. На другом берегу возвышается почти метровый конус чистой вулканической серы, из вершины которого бьет сильная струя газа. Это фумарола Русалка. Температура газа 100°С. Разогреваем в ней чай. Но останавливаться здесь надолго опасно: жгучие пары серной и соляной кислот вызывают сильную резь в глазах и носоглотке. Парами кислот пропитано всё на большом расстоянии вокруг фумаорл: камни, которые под их воздействием белеют и размягчаются; снег, такой кислый, как будто его полили лимонным соком, наша одежда и даже кожа. Скорее надо уходить. Но где-то вдалеке привлекает ровный гул природного парового котла. Говорят, это гудит самая крупная в стране фумарола. И несмотря на усталость и загазованность спешим к ней. Вырвавшись из бокового кратера, красивый столб сульфатарного пара с камнями и пылью поднимается на высоту нескольких сот метров. Рассказывают, что когда в первые дни после её образования ветер гнал на поселок Северо - Курильск газ и пыль, жители не могли выйти из домов и вынуждены были ночевать там, где их застал ядовитый ветер: в кинотеатрах, клубах, столовых. Осмотр этой фумаролы занимает основное время нашего пребывания на вулкане. Диаметр её 4-5 метров. Из этой зияющей дыры насыщенный кислотами пар бело - желтыми клубами поднимается на сотни метров. Здесь же в неторжественной, но не менее волнующей обстановке, каждому поднявшемуся на вулкан вручается скромный значок с изображением Эбеко.
Заканчиваем восхождение и спускаемся с вулкана. Последний раз идем по его снежникам, сверкающим на заходящем солнце тысячами льдинок-бриллиантов. Эбеко с его золотистыми конусами серных фумарол, туманами, снежниками, такой еще близкий, кажется нам уже чудесной сказкой. В туманной дымке над морем вырываются очертания высокой горы. Это Алаид, самый высокий вулкан Курильских островов, извержение которого началось, к сожалению, чуть позже — осенью 1974 года...»
Фото: Туристы в кратере вулкана Эбеко
1974
«Озеро Горячее образовалось в центральном кратере Эбеко после извержений 1934-1935 годов. Через несколько десятков лет озеро остыло и в настоящее время оно питается преимущественно талыми водами.
Туристы (со всего СССР) участвовали в круизе "По морям и землям Дальнего Востока" на т/х "Приамурье". 1974».
Автор: Николай Третьяков
Источник: Личный фотоархив