VEM> "WONDER OF THE SEAS". И где же "архитектура" судов? Лежит, словно громадный кит, выброшенный на пляж...Уже высказывались мнения специалистов по поводу этих творений. К тому же: а если пожар, вспышка эпидемии, антисанитария в случае выхода из строя водоснабжения (а это уже было с другим крупным круизером и он пошел на слом)? В конце концов, крупная авария, не говоря уже о катастрофе? Кстати, примета времени: вспомните уже негативную реакцию жителей Канарских островов в связи с громадным наплывом туристов, а там межсезонья практически нет.
Архитектура имеет свойство меняться со временем вслед за технологиями и экономикой.
Скорее даже архитектура - отражение технологий и экономических реалий того или иного времени.
Любое современное круизное судно по надежности, безопасности, пожаробезопасности, санитарии, комфорту пассажиров и прочим параметрам стоит на голову выше предшественников, поскольку с течением времени ужесточаются требования действующих нормативных документов.
Это я вам ответственно заявляю как специалист-судостроитель.
Один только набор требований по "Безопасному возвращению в порт" (Safe Return to Port) введенный кажется в 2010 делит пассажирские суда на "до этого требования" и "после введения этого требования".
Согласно этому набору требований пассажирское судно с более чем 2-мя противопожарными зонами длиной более 120метров должно иметь возможность возвращения в порт
Современное круизное судно:
1. Большое если рассчитано на массового туриста с вместимостью более 2000-2500 пассажиров или "нишевые" суда с значительно меньшей вместимостью для дорогих круизов с более высоким классом обслуживания.
2. Построено вокруг кают с индивидуальными балконами которых стараются сделать максимальное количество (лайнеры до середины-конца 90х не имеют балконных кают, а следовательно на настоящий момент проигрывают новым судам. Именно такие суда списывали в Ковид, например "Карнивал" списывал лайнеры начала 90-х годов постройки).
В последнее время для увеличения количества балконных кают, поскольку они лучше продаются, иногда надстройку делают уже корпуса и прибавляют еще ярус в высоту.
3. Должно вмещать максимально возможное количество пассажиров и общественных помещений, так как это основа экономики.
4. Скорость 21-22 узла как стандарт в отрасли. Не очень много если сравнивать с пассажирами 30-х-50-х,но то были линейные пассажирские суда, а современному круизному судну быть таким быстрым не нужно.
С другой стороны, у круизников тоже есть расписание и за ночь судно должно проходить от одного порта захода до другого.
5. Ограничения по осадке чтобы иметь возможность посещения требуемых портов.
6. Safe Return to Port - судно должно иметь техническую возможность самостоятельного возвращения в порт при затоплении одного любого отсека и выгорания любого помещения. При этом должные быть сохранены некоторые условия для пассажиров. На судне должны быть предусмотрены зоны убежища - как правило какие-то общественные помещения где могут быть временно размещены "погорельцы". В этих зонах людям должны быть обеспечены какой-нибудь едой, питьевой водой, должно работать сколько-то туалетов, люди должны иметь защиту от перегрева и переохлаждения.
Также это требование подразумевает что у судна не может одновременно выйти из строя вся система водоснабжения или вся сточная система. Какая-то часть должна работать чтобы обеспечить минимально приемлимые условия определенные правилами.
Это подразумевает 2 машинных отделения, 2 румпельных (или 2 ВРК в разных отсеках), резервирование генерации и распределения электроэнергии, резервирования (разделения на части) системы водоснабжения и сточной системы, и т.д.
7. Разделение судна на противопожарные зоны (длина противопожарной зоны где-то около 50 метров, не помню сейчас точно). По сути вся надстройка нарезана этими зонами по 50 метров с противопожарными дверями в коридорах.
8. Современные средства спасения. Большие современные надежные закрытые шлюпки, плоты и морские эвакуационные системы.
Для шлюпок сейчас ограничена высота установки. Можете сравнить на какой высоте установлены шлюпки у современных лайнеров и у судов 50-х-60-х гг. Расположить шлюпки на самой верхней палубе как на "Титанике" больше нельзя. ИМО запрещает)
Шлюпки часто используются также как тендеры для перевозки пассажиров на берег в тех портах когда нет возможности подойти к берегу.
Ну и так далее. Это немного поверхностно обрисовал картину.
Так что старыми пароходами можно и нужно восхищаться, но новые суда всегда лучше.
P.S. От катастрофы конечно никто не застрахован, но благодаря выполнению всех современных требований они очень редки и как правило не имеют таких тяжелых последствий как в "старые-добрые времена".