Кондукторы флота.
Звание "Кондуктор" было возрождено в Российском Императорском Флоте с июля 1894 года. В соответствии с "Положением о старших боцманах и кондукторах флота" утверждались чины старших боцманов, машинных, минных и артиллерийских кондукторов. Звание Кондуктора предполагалось для сверхсрочнослужащих флота в унтер-офицерском звании прослуживших необходимый срок дающих право на производство в Кондукторы, при условии успешной сдачи специального экзамена.
"Кондуктор", являлся высшим званием Унтер-Офицера флота, и его обладатели пользовались рядом преимуществ перед остальным старшинским и рядовым составом срочной и сверхсрочной службы флота. Кондукторам был присвоен особый мундир, и начислялось высокое денежное довольствие с системой поощрений по мере нарастания выслуженных лет. Предельный возраст службы Кондуктора был установлен в 55 лет. По прошествии 20 лет службы Кондуктор имел право на пенсионное обеспечение.
Годовое жалованье Кондуктора составляло от 360 (Балтийское и Черное море) до 480 (Восточный океан и Каспийское море) рублей в год, добавочное содержание за специальное звание - 180 рублей в год, плюс морское довольствие при нахождении в плавании от 45 до 54 рублей в месяц для Машинных Кондукторов, самостоятельно управляющих машинами (45 рублей во внутреннем плавании, 54 рубля за границей, или на судах Сибирской флотилии), и 30 рублей - 37 руб. 50 коп. соответственно для прочих Кондукторов.
По выслуге 5-ти лет в звании, к жалованью шла надбавка в 120 рублей в год, 10-ти лет, в 240 рублей, а по прошествии 15-ти лет, надбавка составляла 360 рублей. После 20-ти лет службы пенсия составляла 158 рублей в год, а после 25 лет - 315 рублей.
Кроме того Кондукторам полагались следующие выплаты: На обзаведение форменным платьем при производстве в звание - 100 рублей, и далее по 50 рублей в год; Проездные деньги, в размере половины прогонных денег положенных офицеру; Подъемные деньги в сумме от 62 руб. 50 коп. до половины соответствующих денег, полагающихся холостому Обер-Офицеру; Пассажирские деньги - от 1 рубля до 1 руб. 25 коп. в день; Суточные в заграничной командировке - 1/2 фунта стерлингов; Караульные деньги - 30 коп. в сутки; За каждое дежурство - 1 руб. 50 коп.
Ежегодный отпуск Кондуктора с сохранением денежного содержания составлял 28 суток. По возможности Кондукторам отводились для проживания казенные квартиры, а их семьям предоставлялось право бесплатного лечения в морских врачебных заведениях, где они помещались в отдельные палаты, от нижних чинов, и от офицеров. Кондукторам также предоставлялось право на пособия на воспитание детей от 10-ти до 17-ти лет, в размере от 30-ти до 60-ти рублей в год на каждого ребенка.
Кондукторы флота награждались Знаком отличия Военного ордена, "Георгиевским крестом", Знаком отличия ордена Св. Анны и медалями. За боевые отличия, Кондукторы производились в Подпоручики по Адмиралтейству.
Кондукторам разрешалось посещение театров, но с некоторыми ограничениями. К примеру в столицах, при посещении театра, Кондукторы могли размещаться в креслах, но не ближе 7-го ряда в сцене, а в ложах не ниже 2-го яруса. Кондукторам воспрещалось посещать буфеты и сидеть в театральной зале во время антрактов между действиями. Кондукторам также разрешалось посещать, оставаясь до 12-ти часов ночи, городские и загородные увеселительные заведения и сады, кроме клубов, маскарадов и тех гуляний, посещение которых высшее в городе начальствующее лицо признает нужным воспретить. Курить в присутствии офицеров Кондукторам воспрещалось. Кондукторам разрешалось ездить в экипажах и в вагонах конно-железных дорог, причем находясь внутри вагонов. С разрешения экипажных командиров, Кондукторам дозволялось также вступать в брак.
С 1910 года в перечень кондукторских званий стали входить: Старший боцман, Старший береговой боцман, Артиллерийский кондуктор, Минный кондуктор, Гальванерный кондуктор, Телеграфный кондуктор, Рулевой кондуктор, Сигнальный кондуктор, Машинный кондуктор, Минно-машинный кондуктор, Кочегарный кондуктор, Трюмный кондуктор, Старший баталер, Старший фельдшер, Старший минно-артиллерийский содержатель, Старший машинный содержатель.
С 1915 года Кондукторы получали право на производство в Подпоручики по Адмиралтейству за примерную службу, упрощались критерии к производство в Кондукторы, улучшалось материальное положение Кондукторов, дети Кондукторов, награжденные Георгиевскими крестами получали право на поступление в Кадетские корпуса.
На кораблях Кондукторы пользовались особым статусом и размещались на тех же основаниях что и офицеры, но в другой части корабля, обычно носовой. Они обладали отдельными каютами, им определялась также отдельная кают-компания для приема пищи, собраний и отдыха. В военных портах Кронштадта и порта Императора Александра III, Кондукторы имели береговую кают-компанию по образцу офицерского морского собрания. Главным среди Кондукторов корабля был Старший боцман. В береговых командах Экипажа, старшим являлся береговой боцман Кондукторского звания. Старший береговой боцман назначался в плавание только на учебные суда в качестве инструктора.
Кондукторы являлись ближайшими помощниками корабельных офицеров по наблюдению порядка на палубах, наружной чистотой корабля, контроля за матросами, поддержании высокого уровня дисциплины нижних чинов, исправным состоянием и правильным употреблением систем, оборудования, механизмов и вооружения корабля. Старший боцман был ближайшим помощником Старшего Офицера корабля. Сигнальный и Рулевой Кондукторы - помощниками судового штурмана. Артиллерийский и Минный Кондукторы помощниками артиллерийским и минным офицерам. Машинный, Кочегарный и Минный Кондукторы состояли в распоряжении Старшего Инженер-Механика и являлись его помощниками по управлению машинами, котлами, механизмами и трюмами. Машинный Кондуктор допускался к самостоятельному управлению механизмами миноносцев, и некоторых других судов, а на судах вооруженного резерва они могли заменять вообще инженер-механиков флота. Старший машинный содержатель заботился об имуществе машинной части, вел переписку и отчетность, и непосредственно был подчинен Старшему Инженер-Механику. Минно-артиллерийский содержатель ведал минным и артиллерийским имуществом. Шкипер содержал все прочее корабельное имущество. Баталер заведовал денежной отчетностью и кормлением команды, являлся помощником судового ревизора.
В области дисциплинарных прав Кондукторы на берегу пользовались правами младших ротных офицеров. В отношении подчиненных матросов и унтер-офицеров Кондукторы имели право применять следующие взыскания: запрет увольнения до 8-ми суток, направление на внеочередные работы до 4-х нарядов, объявление внеочередной службы до 4-х суток, объявление ареста до 2-х суток. Сверхсрочнослужащим унтер-офицерам, Кондуктор имел право объявлять замечание и выговор. На кораблях, дисциплинарная власть Кондуктора равнялась младшим вахтенным офицерам, и он обладал правами объявлять подчиненным нижним чинам замечания и выговоры.
К Кондуктору же могли быть применены следующие дисциплинарные взыскания: объявление замечания или выговора; запрещения съезда с корабля до 1-го месяца; аресту (домашнему, или на гауптвахте в отдельном помещении) до 1-го месяца на берегу, или аресту в каюте до 14-ти суток с приставлением часового; списание с корабля; увольнение со службы. Налагать эти взыскания имели право старшие офицеры корабля и выше.
Нижние чины корабля допустившие дисциплинарный проступок в отношении своего Кондуктора (со своего корабля), наказывались как за оскорбление офицера. Если же в отношении других Кондукторов, то привлекались к дисциплинарной ответственности как за оскорбление начальника из нижних чинов.
Привилегированное положение Кондукторов, их высокие дисциплинарные права в отношении нижних чинов вызвало негативное отношение к этой категории военнослужащих. В связи с этим, с июня 1917 года Корпус Кондукторов флота был упразднен. Кондуктора флота переименовались в Старших специалистов и уравнивались с правами нижних чинов своего года призыва. За ними сохранялось право в производство в Офицеры по Адмиралтейству и классные чины. Данное обстоятельство плохо сказалось на положении бывших Кондукторов, они либо стали неудовлетворительно исполнять свои обязанности, либо увольнялись с флота. Практическое уравнение с правовым положение с остальными нижними чинами, делало прежних Кондукторов объектом оскорблений со стороны революционного матросского элемента. Тем не менее на Черноморском флоте, выправили эту ситуацию, произведя Кондукторов в офицерские и классные чины, дабы те спокойно продолжали службу на кораблях. На Балтийском флоте, производство Кондукторов в офицеры было единичными случаями.
Положение о Старших боцманах и Кондукторах флота. 1894 год.
В составе флота состоят старшие боцманы и кондукторы: артиллерийские, минные и машинные, в числе не более четырехсот;
В старшие боцманы и кондукторы допускаются: боцманы, артиллерийские, минные, машинные и минно-машинные квартирмейстеры, прослужившие сверхсрочную службу два года, и изъявившие желание продолжить службу в званиях старших боцманов и кондукторов;
Производство в старшие боцманы и кондукторы, а также увольнение со службы, совершается приказами Морского Ведомства;
Кондукторы, по сдаче экзамена, установленного для судовых содержателей офицерского звания (минно-артиллерийского и машинного содержателя), могут быть назначены к исполнению обязанностей содержателей, без освобождения от строевых обязанностей по своей части;
Старшим боцманам и кондукторам, во время состояния на службе производится:
5.1. Жалованье: 1) По первому разряду из оклада 360 рублей в год – Балтийский и Черноморский флот, 2) По второму разряду из оклада 480 рублей в год – Каспийская флотилия, Сибирский флотский экипаж;
5.2. Морское довольствие: 1) во внутреннем плавании из оклада 45 рублей в месяц – машинным кондукторам, самостоятельно управляющим машинами, и из оклада 30 рублей в месяц, старшим боцманам и прочим кондукторам, 2) в заграничном плавании, а также в плавании на судах Сибирской флотилии и при Красноводской и Астрабадской станциях – из оклада 54 рублей в месяц;
По выслуге пяти лет в звании старшего боцмана или кондуктора, к окладу получаемому по званию, прибавляется одна треть жалованья первого разряда – 120 рублей, по выслуге 10 лет – две трети жалованья – 240 рублей, а по выслуге 15 лет – 360 рублей;
За исполнение обязанностей содержателей офицерского звания, кондукторам производится добавочное содержание – 180 рублей в год;
Старшим боцманам и кондукторам присваивается особая форма одежды. На ее обзаведение выдается каждому произведенному в звание старшего боцмана или кондуктора – 100 рублей единовременно, а на поддержание одежды в исправности по 50 рублей в год;
Старшие боцманы и кондукторы награждаются моделями и знаками отличия Св. Анны по правилам установленным для сверхсрочных нижних чинов первых двух разрядов, а знаком отличия Военного ордена - по правилам, установленным для нижних чинов;
За боевые отличия старшие боцманы и кондукторы могут быть произведены в Подпоручики по Адмиралтейству;
Старшим боцманам и кондукторам предоставляется право получать пособия на воспитание детей;
Старшие боцманы и кондукторы имеют право выходить в отставку, по своему желанию;
По достижении 55-ти летнего возраста старшие боцманы увольняются со службы;
Старшие боцманы и кондукторы увольняемые по выслуге в звании 10 лет, могут быть представлены к награждению при отставке званием личного почетного гражданина, а прослужившие – 20 лет, потомственного почетного гражданина.
Старшим боцманам и кондукторам, увольняемым по выслуге 25 лет всей сверхсрочной службы, назначается пенсия – 315 рублей в год, а увольняемым по выслуге 20 лет – 157 рублей, 50 коп. в год;
Старшим боцманам и кондукторам, лишившиеся возможности продолжать службу вследствие увечий, полученных на судах во время кампании, так и на берегу, назначается пенсия в следующих размерах: при выслуге 10 лет сверхсрочной службы – 78 руб. 75 коп.; прослужившие от 10 до 20 лет – 157 руб. 50 коп., и прослужившим 20 лет и более – 315 руб.
Также рассчитываются пенсии вдовам и семьям умерших на службе или в отставке старших боцманов и кондукторов исходя из их окладов.
«Описание формы обмундирования Старших боцманов и Кондукторов флота» 1894 год.
Мундир: Согласно прилагаемого рисунка, из темно-зеленого тканного сукна, двубортный, застегивается на все 6 (золоченных) офицерского образца, пуговиц.
На отложной воротник мундира накладывается с каждой стороны металлический, установленный для специальных званий, знаком отличия; обшлага обшиваются (золотым) галуном: в гвардейском экипаже – гвардейским № 1, а во флотских экипажах – флотским № 3. У артиллерийских, минных и машинных кондукторов, как гвардейского, так флотских экипажей, обшлага обшиваются кроме того красным кантом.
Воротники мундиров старших боцманов и кондукторов гвардейского экипажа обшиваются белым кантом, на обшлагах рукавов нашиваются по две петлицы, с пуговицами, из гвардейского № 1 галуна, а старшие боцманы гвардейского экипажа, еще имеют белый кант кругом обшлагов.
При мундире полагается носить белый крахмальный стоячий воротничок и мундирный галстук офицерского образца. Вне службы разрешается носить мундир расстёгнутым на две верхние пуговицы, с галстуком, установленным для господ офицеров флота.
Брюки: Из темно-зеленого тонкого сукна, офицерского образца, в летнее время кроме суконных полагаются еще белые брюки, того же образца.
Пальто: Офицерского образца, из светло-серого драпа, с знаками специальных отличий на воротнике и такими же пуговицами, как на мундире. В гвардейских экипажах знаки специальных отличий нашиваются на петлицы, присвоенными для пальто этого экипажа.
Полотняник: Покрой мундира, из белого полотна, без галунов и петлиц, а только со знаками специальных отличий.
Погоны: На мундире, пальто и полотняннике в гвардейском экипаже из алого сукна, а во флотских экипажах, из темно-зеленого, без цифр и вензелей. Старшим боцманами и кондукторам (артиллерийским и минным) нашивается нашивка из золотого галуна: в гвардейском экипаже – из гвардейского № 1, а во флотских экипажах – из флотского № 3.
Машинным кондукторам нашиваются такие же нашивки, но из серебряного галуна.
Во флотских экипажах погоны артиллерийских, минных и машинных кондукторов имеют красный кант кругом.
Фуражка: Офицерского образца, но с мельхиоровой на околыше кокардою, присвоенную нижним чинам флота. В летнее время на фуражке носится чехол из белого полотна.
Сапоги: Образца. Установленного для флота, с короткими и длинными голенищами.
Перчатки: Офицерского образца.
Галстук: Офицерского образца.
Башлык и наушники: Образца, установленного для офицеров флота.
Пуговицы: В гвардейском экипаже – присвоенные этому экипажу, а во флотских экипажах – присвоенные флоту.
Сабля, без темляка с портупеей. Офицерского образца, для машинных же кондукторов – кортик с портупеей, особо установленного образца.
Револьвер с кобурой и шнуром. Образца, установленного для флота и со шнуром офицерского образца, выдается от команд при строевых надобностях.
Примечание:
Для всех машинных кондукторов приборы на мундире, полотняннике и пальто, т.е. галуны, пуговицы и знаки отличия специальных знаний, а в гвардейском экипаже кроме того и петлицы, должны быть посеребренные, а не золотые;
Орденские знаки и медали носятся на мундире; в летнее время полагается носить и на полотняннике. Нашивки, жалуемые сверхсрочнослужащим, нашиваются только на мундир, по образцу нашивок для кандидатов на классную должность в военно-сухопутном ведомстве.
Сабля, при пальто, надетом в рукава, носится в строю, поверх него;
В плавании, на судах, старшие боцманы должны иметь боцманские дудки, которые носятся по установленным правилам.