Инженер-Механики Флота.
29 Декабря 1854 года из состава Корабельных Инженеров, исполнявших обязанности по управлению механизмами и машинами пароходов, Высочайше сформирован Корпус Инженер-Механиков Морского ведомства. Численность Корпуса определялась количественным наличием пароходных судов на Балтийском и Черноморском флотах.
Офицеры Корпуса повышались из Чина в Чин каждые 5-ть лет до Капитана. В следующее «звание» инженер-механика позволялось повысить и досрочно, через 4 года, но при условии отличия и особых заслуг по службе Офицера. После Капитана в следующий Чин производили только при наличии свободной вакансии (должности). В любом случае, такие правила чинопроизводства в Корпусе, существенно отличались от утвержденной практики в этой области на флоте, и составляли отдельную линию.
Корпус Инженер-Механиков комплектовался офицерами, выпускаемых из окончивших полный курс обучения воспитанников Кондукторских рот Учебного Морского Рабочего Экипажа. Также Корпус пополнялся Кондукторами, из числа добровольно поступивших на службу в Корпус вольноопределяющихся. Перед производством в звание «Кондуктор», вольноопределяющийся экзаменовался по программе утвержденной высшим морским начальством. Прежде чем стать Инженер-Механиком, воспитанник верхнего класса Учебного Морского Рабочего Экипажа обязан был прослужить на пароходе не менее 2-х лет, в целях практического изучения механизмов и машин судна.
Кондукторы Корпуса, прослужившие на пароходах (или заводах) узаконенное количество лет, и выдержавшие установленный экзамен в науках, в особенности практическом знании устройства и управления пароходными машинами, могли быть удостоены за отлично-усердную службу и похвальное поведение к производству в Прапорщики Корпуса Инженер-Механиков Морского ведомства. При невыполнении этих условий Кондуктор производился в Прапорщики по Рабочему или Ластовому Экипажам.
Инженер-Механики подразделялись на разряды:
1-й разряд - из Старших Инженер-Механиков на пароходах плавающих в море, и имеющих машины в 350 сил и более;
2-й разряд - из Старших Инженер-Механиков, и Первых Помощников Старших Инженер-Механиков 1-го разряда, на пароходах плавающих в море, и имеющих машины не менее в 350 сил;
3-рязряд - из Старших Инженер-Механиков на речных пароходах, Вторых Помощников Старших Инженер-Механиков 1-го разряда, и Первых Помощников Старших Инженер-Механиков 2-го разряда.
Паровые яхты Императорской Фамилии причислялись к судам 1-го разряда.
Для привлечения на службу в Корпус образованных офицеров, и в вознаграждение трудностей связанных со службою на военных пароходах, Инженер-Механикам полагалось прибавочное довольствие в зависимости от разрядов. Жалованье полагалось только за те годы, в которые Инженер-Механик непосредственно служил на пароходе.
Прибавочное жалованье Инженер-Механика 1-го разряда в период морской кампании составляло 75 рублей в месяц, а в береговом положении, по окончании кампании - 36 рублей в месяц. Соответственно инженер-механик 2-го разряда добавочно получал 54 руб. и 24 руб., а 3-го разряда, 36 руб. и 15 руб.
Сам же размер денежного жалованья офицеров был определен в месяц (серебром) для: Генерал-Майора Корпуса в 70 рублей 50 коп.; Полковника - 42 рубля; Подполковника - 36 рублей; Капитана - 30 рублей, Штабс-Капитана - 27 рублей; Поручика - 24 рубля; Подпоручик - 21 рубль; Прапорщик - 18 рублей.
Кондукторы Корпуса разделялись на классы: Кондуктор 1-го класса и Кондуктор 2-го класса. Жалованье Кондуктора 1-го класса составляло 15 рублей серебром в месяц, а Кондуктора 2-го класса, 10 рублей 50 копеек. В случае назначения Кондуктора на должность содержателя машин или исполняющими должность Младшего Инженер-Механика, ему отпускалось прибавочное довольствие в морское кампании - 10 рублей, а на берегу - 5 рублей в месяц. Также Кондукторам 1-го класса выдавались порционные (продовольственные) деньги наравне с Гардемаринами.
Младший и Старший Унтер-Офицеры машинной команды получали - 2 руб. 40 коп. и 3 руб. 30 коп. в месяц соответственно. Младший и Старший Рядовые (и Кочегары) машинной команды - 60 коп. и 1 руб. 20 коп.
1 рубль серебром = 3 руб. 50 коп. ассигнациями.
Примечание:
Средняя плата рабочего 20-25 рублей в месяц (видимо ассигнациями) в 1854 году;
Для сравнения цены в 1850 годы (в ассигнациях): Пуд (17 кг.) муки стоил 36 копеек; 1 фунт (41 гр.) сахара - 36 коп.; Четверть ведра (3 литра) водки - 3 руб. 95 коп.; Пуд (17 кг.) говядины - 5 руб. 30 коп.; 100 штук яиц - 3 руб. 50 коп.; 1 сажень дров (количество дров на отопительный сезон) - 16 рублей; Цена комнаты в трактире - 20 коп. в сутки; Барский дом (усадьба) в имении- 12 000 рублей; Аренда четырех комнат в Киеве - 120-150 рублей; Цена деревенской избы - 100 рублей; Цена в гостинице 3-го класса 75-80 коп. в сутки.
По окончании морской кампании Офицеры и Кондукторы Корпуса Инженер-Механиков причислялись по службе к заводам Морского ведомства для совершенствования знаний по механической части. Также для проверки знаний, Прапорщики, Поручики, Подпоручики и Кондукторы в декабре месяца каждого года подвергались специальному экзамену. Способные Офицеры Корпуса показывавшие отличные теоретические и практические знания, прослужившие в своем звании не менее 5-ти лет отправлялись в другие страны для совершенствования своих инженерных навыков в специальности.
Машинные команды - машинисты и кочегары входили в Машинный Рабочий Экипаж. Один Экипажа предназначался для пароходов Балтийского флота, второй для Черноморского. Машинный Рабочий Экипаж Балтийского флота комплектовался из наиболее способных и приготовленных учеников Мастерских рот Учебного Морского Рабочего Экипажа, а Черноморский из нижних чинов Рабочих Экипажей и из Николаевской и Севастопольской школ кантонистов. Помимо того они пополнялись рекрутами крепкого здоровья.
Сверх установленного жалованья, машинисты и кочегары получали в поощрение за службу, за время исполнения своих обязанностей на пароходе в морской кампании: Старшие машинисты (в звании старших унтер-офицеров) 5 рублей в месяц; Старшие машинисты (в звании младших унтер-офицеров) 4 рубля в месяц; Старшие машинисты (рядового звания) 3 рубля; Младшие машинисты (рядового звания) 2 рубля; Старшие кочегары 2 рубля; Младшие кочегары 1 руб. 50 коп.
Также как и Обер-Офицеры и Кондукторы Корпуса, машинисты и кочегары в декабре каждого года сдавали экзамен по технической части. Ученики Мастерских рот Учебного Морского Рабочего Экипажа, предназначенные в машинисты, до их выпуска на действительную службу должны были сделать не менее 2-х летних кампаний на пароходах, где исполняли обязанности машинистов и кочегаров.
С 1886 года Высочайше было утверждено Положение о преобразовании Корпуса, и отныне Корпус именовался Корпусом Инженер-Механиков Флота.
Офицерские Чины Корпуса отменялись, с повелением в дальнейшем инженер-механиков в военные чины не производить. Взамен Чинов утверждались специальные Звания: Полковники становились Флагманскими Инженер-Механиками, Подполковник и Капитаны - Старшими Инженер-Механиками, Штабс-Капитаны и Поручики отныне именовались Помощниками Старших Инженер-Механиков, Подпоручики - Младшими Инженер-Механиками.
Состав Корпуса пополнялся выпускниками механического отделения Технического Училища Морского ведомства. При выпуске из Училища Кондуктора механического отделения, выдержавшие установленное испытание, производились в звание Младшего Инженер-Механика. В целях практики, Младшие Инженер-Механики командировались на морские коммерческие суда пароходных обществ или товариществ. В командировки инженер-механики сохраняли все права состояния на действительной службе, жалованье, и получали сверх того морское довольствие в размере 60 рублей в месяц. В случае пребывания в заграничных водах, денежное содержание выплачивалось золотом.
Инженер-Механики повышались в званиях по «линии», и «за отличие» по службе. Непременными условиями повышения по «линии» полагались свободные вакансии подлежащие замещению инженер-механиками флота, выполнение требований морского ценза и положительное решение высшего начальства. Так что бы стать Помощником Старшего Инженер-Механика, Младший Инженер-Механик должен был прослужить в этом звании 4 года, и выполнить морской ценз пробыв 12 месяцев во внутреннем плавании, или 24 месяца в заграничном. В случае самостоятельной составлений и разработки чертежей, и спецификаций судовых машин, по утвержденной Морским Техническим Комитетом программе, или по собственному почину, и в случае одобрения означенных чертежей и спецификация Комитетом, и постройки по ним механизмов, давали инженер-механикам право на повышение в звание и без выполнения требований морского ценза. Но в таком случае, такой инженер-механик мог быть зачислен только на береговую должность. Повышение «за отличие» предполагало к примеру внеочередное производство в звании за боевой подвиг, вне зависимости от свободных вакансий и установленных сроков выслуги в звании, а также требований ценза.
Старшие Инженер-Механики и Помощники Старших Инженер-Механиков, могли оставаться на береговых должностях без ограничений своих прав только до тех пор, пока с момента их последнего плавания (продолжавшегося не менее 3-х месяцев), истечет: для Старших Инженер-Механиков пять лет, а для их Помощников четыре года. По прошествии этих лет, эти лица зачислялись по Корпусу, без права занимать судовые и штабные должности, а также без права повышения в следующее звание.
В зачисление по Корпусу еще подлежали инженер-механики не занимающие штатных должностей, не сумевшие выполнить требования морского ценза, уволенные для службы в посторонние ведомства, уволенные на коммерческие суда и для управления частными мореходными предприятиями. Если Инженер-Механик зачислялся по Корпусе по отсутствию для него штатных должностей, то он назначался в Порты или Экипажи для занятий по своей специальности. Если для них должность не находилась, то в таком состоянии «за штатом» они могли пробыть не более двух лет, после чего увольнялись в отставку, или, по пожеланию в запас. В течении этого время им выплачивалось жалованье и квартирные деньги, присвоенные по бывшим их должностям. В размере полного оклада в течении одного года, или по желанию в размере половинного оклада на протяжении 2-х лет.
Предельный срок пребывания в одном звании для Младшего Инженер-Механика составлял 10 лет. Помощник Старшего Инженер-Механика мог находится в своем звании до 47 лет от роду, а Старший Инженер-Механик служил до 55 лет. Эти военнослужащие не получившие повышение в звании и должности, вследствие не выполнения требуемых условий, в том числе наличия необходимого морского ценза, по достижении предельного возраста увольнялись с военной службы. Если же Инженер-Механик ценз выплывал, но не получил должность вследствие отсутствия вакансий, то по достижению предельного возраста он увольнялся в запас (отставку) с повышением в следующее звание. Но пенсия назначалась по последнему, до этого повышения званию. Если Инженер-Механик участвовал в сражениях, прослужил от 25-ти до 35-ти лет, на службе, и пробыл в последнем звании от 3-х до 5-ти лет, то при увольнении его повышали в следующее звание, и пенсию назначали по этому званию.
На коммерческие суда Инженер-Механик мог быть уволен не более чем на три года. Служба на коммерческих судах зачитывалась в действительную военную службу, и в срок выслуги для получения пенсии. Если Инженер-Механик оставался на коммерческих судах свыше трех лет, то его увольняли с военной службы в запас или отставку.
За долговременное управление судовыми машинами, Старшие Инженер-Механики получали, независимо от размеров их денежных окладов - особое вознаграждение, в размере 300 рублей за каждые 5-ть лет нахождения в звании Старшего Инженер-Механика на судне, если в течении этого времени, сделано им не менее 12-ти месяцев внутреннего плавания, или 24 месяцев заграничного плавания.
В правах на жалованье, пенсию, разного рода пособий, и других установленных денежных выдач, звания Корпуса полностью уравнивались с флотскими Чинами. Младший Инженер-Механик уравнивался с Мичманом, Помощник Старшего Инженер-Механика с Лейтенантом, Старший Инженер-Механик с флотским чином Капитана 2-го ранга, Флагманский Инженер-Механик уравнивался с Капитаном 1-го ранга, а Инспектор механической части с Контр-Адмиралом.
Флагманские Инженер-Механики назначались на береговые должности Главных инженер-механиков военных портов или Главных механиков заводов; Старшие Инженер-Механики на берегу исполняли обязанности Старших производителей в Морском Техническом Комитете, Портовых инженер-механиков, Главных мастеров заводов, Мастеров мастерских, Инженер-Механиков заводов. Помощник Старшего Инженер-Механика мог быть - Младшим производителем Морского Технического Комитет, Помощником Портового механика и Техником для дачи нарядов в Порту. Судовые должности соответствовали наименованию специального звания инженер-механика.
В 1886 году жалованье Флагманского Инженер-Механика составляло 90 рублей в месяц, и 100 рублей столовых денег. Старший Инженер-Механик получал от 65 руб. до 75 руб. в месяц жалованья, и от 45 руб. до 60 руб. столовых денег. Помощник Старшего Инженер-Механика от 45 руб. до 60 руб. жалованья, и от 16 до 30 рублей столовых. Месячный оклад Младшего Инженер-Механика составлял 39 рублей, и 15 рублей столовых денег. Дополнительно к этим деньгам, инженер-механикам выплачивалось морское довольствие, от 60-72 до 141-174 рублей в месяц.
Жалованье машинной команды: Машинный Унтер-Офицер 1-й статьи - от 5-ти до 7-ми рублей в месяц, и 8-12 рублей морского жалованья; Машинный Унтер-Офицер 2-й статьи и Кочегарный Унтер-Офицер: от 3 до 4 рублей оклада и 7-11 морского жалованья; Машинист 1-й статьи - от 1 руб. 50 коп. до 2-х рублей, и 4-6 рублей морского жалованья. Самый низкий оклад был у Кочегара 2-й статьи от 75 копеек до 1 руб. 15 копеек, и от 2 руб. 40 коп. до 3 руб. 60 коп. морского жалованья.
С 1905 года звания Инженер-Механиков Флота переименовывают в военные Чины. Прежние специальные звания отменялись, и взамен них вводились чины от Подпоручика до Генерал-Лейтенанта. При выпуске из Морского Инженерного Училища Императора Николая I старшие воспитанники механического отделения, выдержавшие установленное испытания стали производится в Подпоручики Корпуса Инженер-Механиков Флота. В Корпус также принимались молодые люди окончившие курс наук в высших технических заведениях по механическому отделению. В следующий Чин Поручика, Подпоручики Корпуса производились через два года выслуги. Штабс-Капитаном становились через два году службы в Поручиках, и 12 месяцев внутреннего плавания (или 24 месяца заграничного). До Капитана, Штабс-Капитану полагалось прослужить 4 года, без требований морского ценза. Чин Подполковника инженер-механик получал при условии выслуги в чине Капитан 4 года, и наличия 24 месяцев внутреннего плавания или 48 месяцев заграничного плавания. В подсчет этого стажа морского ценза, включались все месяцы плавания за время службы офицера, а не за определенный период. Будущий Полковник Корпуса, должен был прослужить в чине Подполковника 5-ть лет на судах I ранга, или судах II ранга имеющих машины в 3000 и более сил, и сделать в течении этого времени, не менее 12 месяцев внутреннего, или 24 заграничного плавания. Однако при назначении в Полковники на береговые должности, достаточен был указанный ценз и по судам II ранга с машинами меньшей силы.
С 1913 года состоящих на службе чинов Корпуса Инженер-Механиков Флота переименовывают во флотские чины, а Корпус Инженер-Механиков Флота упраздняют. Подпоручиков и Поручиков «переаттестовывают» в Инженер-Механиков Мичманов, а в остальные Чины соответственно Табели о ранга, со старшинством со дня производства в Чин. Взаимное старшинство офицеров флота и офицеров инженер-механиков в тех же чинах определяло: в чине мичмана - средним баллом на выпускном экзамене и согласно постановлениям экзаменационной комиссией; а в прочих чинах - временем производства в чин с тем, однако, чтобы офицеров флота ставить выше одновременно произведенных в тот же чин офицеров инженеров-механиков флота.
Общим Постановлением определялось что, офицеры инженер-механики числятся в составе флота или по флоте. Все офицеры инженер-механики разделялись на чины: 1) Генеральские - Инженер-Механик Генерал, Инженер-Механик Генерал-Лейтенант; Инженер-Механик Генерал-Майор; 2) Штаб-Офицерские - Инженер-Механик Капитан 1-го ранга, Инженер-Механик 2-го ранга; 3) Обер-Офицерские: Инженер-Механик Старший Лейтенант, Инженер-Механик Лейтенант, Инженер-Механик Мичман.
Инженер-Механик Мичман замещал должность младшего инженер-механика корабля; Инженер-Механик Лейтенант - вахтенного инженер-механика, трюмного инженер-механика на судах II ранга, заведующего водолазными аппаратами или гидравлическими установками, электротехнической частью на судах II ранга; Инженер-Механик Старший Лейтенант - трюмного инженер-механика на судах I ранга, заведующего электротехнической частью на судах I ранга, старшего инженер-механика на судах III ранга; Инженер-Механик Капитан 2-го ранга - старшего инженер-механика на судах II ранга; начальника плавучей мастерской, заведующего механизмами дивизиона эскадренных миноносцев и миноносцев; Инженер-Механик Капитан 1-го ранга; заведующего обучением на учебно-машинных судах, старшего инженер-механика на судах I ранга, флагманского инженер-механика отрядов, бригад, дивизий, штабов эскадр и штаба командующего морскими силами.
Инженер-Механики Мичманы не имели прав занимать береговые должности, остальные Обер-Офицеры могли быть назначены на береговые должности на срок не более 3-х лет. Пребывание инженер-механиков Штаб-Офицеров судового состава на берегу не должно продолжаться непрерывно более 3-х лет.