Реклама Google — средство выживания форумов :)
В конце 50-х годов руководство инженерных войск поставило перед Навашинским судостроительным заводом необычную и сложную задачу. Надо было в кратчайшие сроки создать принципиально новое, не имеющее аналогов в мире, переправочное средство – металлический подводный мост. Кроме этого, надо было накопить опыт его эксплуатации.
Вообще термин «подводный мост» звучит несколько странно. И тем не менее, такие мосты бывают.
Мост – очень четко выделяющийся объект. В военной обстановке его можно обнаружить не только визуально, но и локаторами. Идея заглубления моста под воду давняя. Бывали случаи, когда мосты проходили по дну мелководных рек. Специальных «подводных мостов» не существовало. Надо же было создать мост, по которому техника двигалась, скажем, погрузившись по ступицы колес. Для машин это не страшно, а с экранов радиолокаторов мост исчезал. Если же вверх по течению реки воду взбаламутить или поставить легкую дымовую завесу, то мост не будет виден и с самолетов-разведчиков.
Остается одна проблема – замаскировать подъездные пути, но она решаемая.
Первый опытный образец подводного моста был изготовлен в краткие сроки. Это были отдельные понтоны в комплекте с разборными металлическими опорами, каждая из которых состояла из свайного стакана, стоек и шпоры, которая опускалась на грунт.
Стойки и стакан опоры были прямоугольного сечения и сварены из отдельных прокатных листов. Понтоны оборудовались системой затопления и продувки, состоящей из кингстонов, воздушных клапанов и воздухопровода. Почти как в подводной лодке.
При продувке понтонов, воздух подавался от компрессора ЗИФ-55, располагавшегося на берегу. Транспортировался мост на автомобилях высокой проходимости ЗиЛ-157Е (6×6).
Забортные агрегаты СЗ-10 и СЗ-20 показали достаточную эффективность на десантных переправах, которые оборудовались с применением понтонов и лодок понтонных парков. Вместе с тем, они оказались слабоватыми для передвижения паромов, и работы по их развитию были прекращены. К тому же понтоны, начиная с парка ТМП, стати изготавливаться палубной конструкции, малопригодной для переправы десанта. Дальнейшие усилия специалистов были сосредоточены на разработках буксирно-моторных катеров, убедительно подтвердивших свое преимущество перед забортными агрегатами.