aw> Турбоход "Александр Можайский", г. Находка, 1968 год
Турбоход "Александр Можайский" (ex. "Свирь", ex. "Patria").
Закладка киля пассажирского судна "Patria" для Голландской судоходной компании "Koninklijke Rotterdamsche Lloyd NV" состоялась 1 декабря 1914 года, а 20 мая 1916 состоялся спуск со стапеля. Но в это время шла I Мировая Война... Постройка "Patria" была завершена лишь в 1919 году. 11 июля 1919 года был совершён пробный рейс, По типу своей энергетической установки новый лайнер был турбоходом (паротурбоходом), он стал первым Голландским пассажирским турбоходом.
С 13 января 1932 года лайнер находился вне эксплуатации в Роттердаме. 23 мая 1935 года судно было продано в СССР.
В СССР турбоход получает новое название — "Свирь" и 27 августа 1935 года вводится в эксплуатацию Балтийским Флотом ВМФ СССР как учебное судно. С 16 июля 1935 по 30 сентября 1940 "Свирь" совершила ряд походов со слушателями Штурманского офицерского класса. Хотя "Свирь" значилась как учебное судно, не исключено, что с началом Войны 1941-1945 она могла использоваться как военно-транспортное или вспомогательное судно Балтийского Флота ВМФ СССР. "Свирь" затонула недалеко от Ленинграда после попадания бомбы. Это произошло 27 апреля 1942 года.
Судно было поднято в 1946 году и отбуксировано в Висмар (ГДР) для восстановления. Восстановительные работы продолжались до 1953 года. Восстановленное и переименованное судно "Александр Можайский" оставил судоверфь 12 декабря 1953 года и взял курс на Дальний Восток СССР.
"Александр Можайский" вошёл в состав Дальневосточного Морского Пароходства, его новым портом-приписки стал Владивосток.
В 1961 году пассажирский лайнер "Александр Можайский" открыл движение по Регулярной Морской Международной Пассажирской линии Находка — Иокогама (Япония). Это была самая первая международная морская пассажирская линия, связывавшая порты СССР и Японии после окончания II Мировой Войны.