[image]

Одноразовые vs многоразовые

Теги:космос
 
1 67 68 69 70 71 72 73
US zaitcev #26.07.2020 04:33  @Дмитрий В.#25.07.2020 22:07
+
-
edit
 

zaitcev

старожил

Д.В.> Перепевы "Байкала" и ещё более древнего крылатого блока А. И что они упёрлись в концепцию поворотного прямого крыла?

Я подозреваю, что всё дело в желании уменьшить запас топлива для реактивных двигателей. Ну и заодно потребная длина полосы меньше.
   78.078.0
RU PSS #26.07.2020 05:03  @Дмитрий В.#25.07.2020 22:07
+
+1
-
edit
 

PSS

литератор
★★☆
Д.В.> Перепевы "Байкала" и ещё более древнего крылатого блока А. И что они упёрлись в концепцию поворотного прямого крыла?

Насколько я помню интервью по Байкалу начала нулевых, прямое крыло хорошо тем, что одинаково плоха в во всем требуемом диапазоне скоростей.
   66

Полл

координатор
★★★★★
Д.В.>> Перепевы "Байкала" и ещё более древнего крылатого блока А. И что они упёрлись в концепцию поворотного прямого крыла?
PSS> Насколько я помню интервью по Байкалу начала нулевых, прямое крыло хорошо тем, что одинаково плоха в во всем требуемом диапазоне скоростей.
Насколько я помню историю создания "СпейсШаттла", прямое крыло - самый легкий вариант. Когда стали требовать большой боковой маневр, то есть аэродинамическое качество - пришлось переходить на треугольное крыло. При этом масса конструкции возросла.
З.Ы. Я не понимаю, зачем они на демонстраторе делают крыло поворотным, то есть убирающимся.
   77.077.0
+
+4
-
edit
 

zaitcev

старожил

Полл> Насколько я помню историю создания "СпейсШаттла", прямое крыло - самый легкий вариант. Когда стали требовать большой боковой маневр, то есть аэродинамическое качество - пришлось переходить на треугольное крыло. При этом масса конструкции возросла.

Я не спец в гиперзвуковой аэродинамике, но что-то это звучит подозрительно. Аэтодинамическое качество крыла большего удлинения всегда выше при той же площади. Крылья со стреловидностью передней кромки используют чтобы обеспечить управляемость и центровку в широком диапазоне скоростей, включая до-, транс- и сверхзвуковые. Плюс у треугольного крыла больше прочность при той же площади. Так что переход на треугольное крыло не может улучшить аэродинамическое качество. А вот увеличить площадь при той же массе можно.
   78.078.0
RU Дем #27.07.2020 09:57  @Дмитрий В.#25.07.2020 22:07
+
-1
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

Д.В.> Перепевы "Байкала" и ещё более древнего крылатого блока А. И что они упёрлись в концепцию поворотного прямого крыла?
а они просто ничего другого не умеют. :D :D :D
   78.078.0
RU Дем #27.07.2020 09:58  @m-s Gelezniak#12.05.2020 17:29
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

m.G.> Впрочем 170ые, предназначенные под 3 и 4 пуски переделывались в 171ые. Как и оставшийся задел комплектующих.
ну не то чтобы переделывались... просто заблокировали качание сопла по одной из осей.
   78.078.0
RU spam_test #27.07.2020 10:09
+
+2
-
edit
 
что случилось? Почему после многолетних песен "это все х..." и "одноразовые дешевле" начинают рисовать многоразовые.
   83.0.4103.11983.0.4103.119
RU Alexandrc #27.07.2020 12:36  @spam_test#27.07.2020 10:09
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

s.t.> что случилось? Почему после многолетних песен "это все х..." и "одноразовые дешевле" начинают рисовать многоразовые.

Постепенно дозревают необходимые технологии.
   84.0.4147.8984.0.4147.89
+
+2
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Д.В.>> Перепевы "Байкала" и ещё более древнего крылатого блока А. И что они упёрлись в концепцию поворотного прямого крыла?
PSS> Насколько я помню интервью по Байкалу начала нулевых, прямое крыло хорошо тем, что одинаково плоха в во всем требуемом диапазоне скоростей.

Возможно еще, для стреловидного потребовалось бы сделать две поворотных/раскладываемых плоскости, что обошлось бы "дороже" 🤔
   84.0.4147.8984.0.4147.89
RU Дмитрий В. #27.07.2020 12:44  @spam_test#27.07.2020 10:09
+
+2
-
edit
 

Дмитрий В.

опытный

s.t.> что случилось? Почему после многолетних песен "это все х..." и "одноразовые дешевле" начинают рисовать многоразовые.

Карго-культ. Когда нет своих соображений, копируют чужие.
   84.0.4147.8984.0.4147.89
RU Дмитрий В. #27.07.2020 12:45  @Дем#27.07.2020 09:57
+
+1
-
edit
 

Дмитрий В.

опытный

Дем> а они просто ничего другого не умеют. :D :D :D

Фиксированное дельтавидное крыло, как у 11Ф35. Умели же.
   84.0.4147.8984.0.4147.89

PSS

литератор
★★☆
Пытался найти то интервью, про которое писал выше. Увы.. Зато нашел такие заметки

От 2002 года

26 июня завершились аэродинамические испытания модели унифицированного возвращаемого ускорителя «Байкал», предназначенного для установки на РН семейства «Ангара». «Проведенные в Центральном
аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) испытания позволят существенно улучшить не только летнотехнические характеристики возвращаемого ускорителя, но и всего комплекса в целом», – заявил заместитель генерального директора, главный конструктор НПО «Молния» Юрий Труфанов. Он отметил, что одной из важнейших особенностей «Байкала» является возможность его многократного применения. По словам Ю.Труфанова, эскизным проектом предусмотрено использование планера «Байкала» – до 100
полетов, а двигателя РД191 – до 50 и более полетов.

«Эти показатели могут быть достигнуты поэтапно на протяжении нескольких лет эксплуатации. Скорее всего, первоначально двигатель «Байкала» сможет выйти на уровень многократности использования в
15 полетов с постепенным увеличением их количества», – сказал Ю.Труфанов. РД 191 разработки НПО «Энергомаш» в настоящее время проходит огневые и доводочные испытания, после завершения которых он будет предъявлен на государственные испытания. Головным разработчиком комплекса «Ангара» является ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. РН «Ангара» создается в качестве универсального модульного средства вывода в космос полезной нагрузки (ПН). На носителях тяжелого класса будут устанавливать четыре ускорителя, среднего класса – два, легкого – один.

«Общая стоимость НИОКР по программе создания «Байкала» оценивается примерно в 130 млн $, из которых примерно половина – затраты НПО ”Молния”», – сказал Ю.Труфанов. НПО «Молния» отвечает за разработку «Байкала», проведение наземных и летных испытаний автоматической беспилотной посадки ускорителя, а также кооперационные поставки агрегатов, узлов и комплектующих (крыла, оперения, двигателей и шасси).

По оценке специалистов, применение «Байкала» на РН типа «Ангара» позволит в 2–3 раза сократить расходы на вывод ПН на орбиту. Ускоритель имеет стартовую массу 130.4 т, «сухую» – 17.8 т, его длина – 27.1 м, высота – 8.5 м, размах крыла – 17.1 м. Маршевый двигатель обеспечивает тягу 196 т,
воздушно-реактивный – 5 т. Радиус обратного полета – до 410 км, крейсерская скорость – 490 км/ч, посадочная – 280 км/ч. Пробег при посадке – 1200 м. Первое летное испытание ускорителя с космодрома
Плесецк запланировано на 2004 г.
По информации НПО «Молния»
 


И 2003 года

21 февраля НПО «Молния» обнародовало новые планы изменения схемы проведения летных испытаний возвращаемого ускорителя «Байкал» для РН «Ангара». Как заявил главный конструктор НПО «Молния» Юрий
Труфанов, летные испытания «Байкала» будут проходить по следующей схеме: нормальный самолетный взлет и полет на расстояние до 500 км от места старта, после этого – выключение двигателя, его последующее включение и «самолетный» полет к месту посадки. Таким образом, с момента включения двигателя на высоте фактически и начнутся летные испытания «Байкала». Ранее планировалось поднимать «Байкал» на высоту с помощью самолета носителя типа 3МТ или Ан124 «Руслан», сбрасывать его на высоте, после чего включать двигатель РД33 и совершать самолетную посадку. Новое решение заметно снизит затраты на горизонтальные летные испытания, что в существующих условиях финансирования весьма важно и делает более реальным их проведение в 2006 г.

К этому времени должны быть проведены первые испытания РН легкого класса «Ангара1.1» и 1.2. Как ранее и планировалось, в этих первых пусках «Ангара» будет испытываться без возвращаемого блока «Байкал». После отработки запуска «Ангары» испытания продолжатся уже с использованием возвращаемого ускорителя «Байкал». Всего должно пройти примерно 10 испытательных полетов «Байкала» до его установки на РН «Ангара» и первого пуска в космос.

Кроме того, в соответствии с измененной программой летных испытаний «Байкала» принято решение об оснащении его вместо РД33 другим, более мощным турбореактивным двигателем, например АЛ31Ф. По состоянию на февраль 2003 г. разработано 30% рабочей конструкторской документации на крыло и оперение возвращаемого ускорителя «Байкал». Сейчас продолжается разработка рабочей конструкторской документации по крылу, оперению и другим агрегатам. Экспериментальная отработка в трубах Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) подтвердила возможность обеспечения тепловых нагрузок на конструкцию ускорителя при увеличении скорости его входа в плотные слои атмосферы.

Юрий Труфанов пояснил, что на «Байкале» не предусмотрена теплозащита в виде керамических плиток, как на «Буране», так как скорость входа «Байкала» в атмосферу почти в 2.5 раза меньше, чем у «Бурана».
Крыло «Байкала» выполнено из алюминиевого сплава, сохраняющего прочность до температуры 200°С. Широко применяются также титановые сплавы. Носовая и хвостовая части крыла и оперение работают в области температур порядка 500°С, поэтому в их конструкции будут применены композиционные сплавы типа «углеродуглерод», как на «Буране», или специальные жаропрочные стали. Техническим заданием предусмотрено, что планер «Байкала» сможет совершать в перспективе до 100 полетов.

Напомним, что головным разработчиком комплекса «Ангара» является ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. РН «Ангара» создается в качестве универсального модульного средства вывода в космос полезной нагрузки. На ракетахносителях тяжелого класса будут устанавливать четыре ускорителя «Байкал», среднего класса – два, легкого класса – один. НПО «Молния» отвечает за разработку возвращаемой ступени «Байкал», проведение наземных и летных испытаний ускорителя, а также кооперационные поставки агрегатов, узлов и комплектующих. К кооперации разработчиков возможно подключение Московского машиностроительного производственного предприятия «Салют», которое как раз и предложило более экономичные воздушнореактивные двигатели АЛ31Ф. Планами кооперации предусмотрено, что крыло «Байкала» должно изготавливаться на Воронежском авиазаводе, носовая, хвостовая части и межбаковый отсек – на Нижегородском авиазаводе «Сокол», шасси – на «Гидромаше».

Общая стоимость НИОКР по программе создания унифицированного возвращаемого ускорителя «Байкал» оценивается примерно в 130 млн $. По расчетам экспертов, применение многоразового ускорителя
«Байкал» на РН типа «Ангара» в 2–3 раза сократит расходы на вывод полезной нагрузки на орбиту. «Байкал» имеет стартовую массу 130.4 т, сухую – 17.8 т, его длина – 27.1 м, высота – 8.5 м, размах крыла – 17.1 м. Маршевый двигатель ускорителя обеспечивает тягу 196 тс.
 



Может пригодиться как возможный план испытаний новой ступени и общая информация
   66
RU Alexandrc #27.07.2020 15:39  @Дмитрий В.#27.07.2020 12:45
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Дем>> а они просто ничего другого не умеют. :D :D :D
Д.В.> Фиксированное дельтавидное крыло, как у 11Ф35. Умели же.

ИМХО, дело не в умении сделать "Фиксированное дельтавидное крыло". "как у 11Ф35" было на ЦБ ГК-175, а ББ это идеологически всё тот же Байкал и иже с ним:

Так ведь?

Если логически продолжать, то выйдем на схему Спирали с первой самолетной ступенью?

Или вообще на "вариант для бедных" под названием "Воздушный старт".
   84.0.4147.8984.0.4147.89

hsm

опытный

Alexandrc> Постепенно дозревают необходимые технологии.

Технология осознания реальности. На очень ранней стадии созревания.
   66
?? hsm #27.07.2020 18:25  @Дмитрий В.#27.07.2020 12:44
+
-
edit
 

hsm

опытный

Д.В.> Карго-культ. Когда нет своих соображений, копируют чужие.

Какое же тут копирование? - Тут как раз своё, но на ту-же тему.
   66
RU Дмитрий В. #27.07.2020 20:34  @hsm#27.07.2020 18:25
+
+1
-
edit
 

Дмитрий В.

опытный

hsm> Какое же тут копирование? - Тут как раз своё, но на ту-же тему.

Речь-то шла про многоразовость в принципе, а не про конкретные технические решения.
   84.0.4147.8984.0.4147.89
US zaitcev #28.07.2020 07:10  @Дмитрий В.#25.07.2020 22:07
+
+1
-
edit
 

zaitcev

старожил

Alexandrc>> Россия представила макет многоразовой ракеты легкого класса "Крыло-СВ" - РИА Новости, 24.07.2020
Д.В.> Перепевы "Байкала" и ещё более древнего крылатого блока А. И что они упёрлись в концепцию поворотного прямого крыла?

Сегодня кто-то запостил статью из НК за 2013 г.

«В 2008 году ГКНПЦ имени М. В. Хруничева в кооперации более чем с десятком смежных организаций разработал и успешно защитил аванпроект МРКС-1. В настоящее время ведется ОКР по этой теме. В рассматриваемой схеме изучаются два варианта ВРБ – с прямым и с трапециевидным крылом. Последний предполагает использование опыта, накопленного в рамках создания корабля «Буран».»

«Выбор наиболее рациональной схемы стал ключевым в комплексной задаче лабораторно-стендовых испытаний и летных экспериментов, а критерием выбора было обеспечение допустимых тепловых нагрузок и требуемых аэродинамических характеристик, как на этапе выведения, так и на этапах атмосферного спуска.»

«Комплексный анализ позволил существенно сократить число вариантов ВРБ и остановиться на двух – с поворотным прямым и с неподвижным трапециевидным крылом. С точки зрения надежности и отработанности (например, в составе «Бурана») предпочтительнее второй вариант. Однако первый вариант обеспечивает более высокое аэродинамическое качество при полете на малых скоростях и сниженную скорость и нагрузки при посадке. Кроме того, прямое крыло, сложенное «вдоль потока» при выведении и экранируемое корпусом ВРБ в зоне максимальных нагрузок при спуске, не подвергается аэродинамическому нагреву на гиперзвуке, тогда как фиксированное крыло, видимо, придется защищать на всем протяжении полета. // Проектантам предстоит решить, какой вариант ВРБ предпочтительнее.»

(по Российская многоразовая российская многоразовая система первого система первого этапа : omega_hyperon — ЖЖ)
   78.078.0
RU Alexandrc #29.07.2020 11:00
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Раз уж затронули тему складных крыльев:

Airlines

?? NASA и Boeing разрабатывают самолет со складным крылом NASA считает складные крылья ключевой авиационной технологией будущего, для реализации которой требуется легкий материал с "памятью формы". Именно такой сплав разработали инженеры проекта Spanwise Adaptive Wing (SAW) — он позволяет менять форму крыла самолета в полете без тяжелых гидравлических систем. Проблема заключается в том, что гидравлические механизмы, осуществляющие изменение крыла, настолько тяжелые, громоздкие и энергоемкие, что преимущества, которые они предлагают, не превосходят их недостатков. Поэтому несколько исследовательских центров NASA, а также компании Boeing Research & Technology и Area-I взялись изучить возможность замены обычной гидравлики и моторов на приводы, которые легче на 80%, изготовлены из сплавов с «памятью формы» и пригодны для использования в дозвуковых, околозвуковых и сверхзвуковых самолетах #NASA //  t.me
 

Внутри есть ролик с полетом.
   84.0.4147.10584.0.4147.105
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Alexandrc> Раз уж затронули тему складных крыльев:

Всё-таки поворотных. Складных я пока не припомню в проектах МРКС.
   50.050.0
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Alexandrc>> Раз уж затронули тему складных крыльев:
Fakir> Всё-таки поворотных. Складных я пока не припомню в проектах МРКС.
Складное крыло может складываться по-разному, но остается при этом складным.
   77.077.0
RU Alexandrc #14.04.2021 13:47
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал


Б.Л. Сатовский "Многоразовые ракетно-космические системы"
Выступление будет посвящено как ретроспективе проектов многоразовых ракетно-космических систем в нашей стране и за рубежом, анализу результатов реализованных проектов Space Shuttle и Энергия-Буран, так и современной концепции ракеты сверхлегкого класса с многоразовой первой ступенью и проекте ФПИ «Крыло-СВ», посвященному созданию масштабного летного демонстратора возвращаемой «по-самолетному» первой ступени ракеты-носителя.
   89.0.4389.11489.0.4389.114
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

Alexandrc> Прежде чем перейти к YouTube
Какая-то болтовня обо всём и ни о чём.
Вроде и рассказал, но никаких цифр и сравнений достоинств нет.
   87.087.0
RU Alexandrc #14.12.2022 16:33
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Новосибирский НИИ приступил к летным испытаниям многоразовой ступени "Крыло-СВ"
НОВОСИБИРСК, 14 декабря. /ТАСС/. Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) имени С. А. Чаплыгина приступил к летным испытаниям возвращающейся ступени ракеты "Крыло-СВ" и планирует завершить их в 2023 году. Об этом сообщил на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС директор института Владимир Барсук.

Ранее в Роскосмосе сообщали, что прототип многоразовой крылатой ступени ракеты легкого класса "Крыло-СВ" будет создан в конце 2022 года.

"Сегодня мы совместно с Фондом перспективных исследований (ФПИ) заняты работой "Крыло-СВ". Эта работа связана с проведением летных испытаний возвращающейся ступени ракеты-носителя в беспилотном режиме. Работа будет продолжаться в этом и следующем году и должна закончиться фактическим выполнением посадки демонстратора этой ступени в автоматическом режиме", - сказал Барсук.
 
   108.0.0.0108.0.0.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Одна из вариаций на тему воздушно-ракетных двигателей. В 60-х рассматривалось много подобных схем и носителей с их использованием. Потом по совокупности причин о них позабыли.
Так-то смотрится достаточно вкусно - очевидно, что наиболее актуально это именно для многоразовых носителей.
Но стоит помнить, что здесь рассматривается лёгкая РН.
С ростом стартовой массы будут расти технические трудности - как минимум с миделем воздухозаборника, и как следствие - с компоновкой. Вообще там следует ожидать отдельного поиска баланса между тягой и УИ - для двигателей большей тяги может оказаться необходимым закладываться на УИ ниже максимально технически возможного, т.к. повышение УИ неизбежно требует увеличение сечения воздухозаборника, особенно на малых скоростях. То есть вообще такая сложная конструктивно-траекторная оптимизация. Возможно и даже вероятно, что подобные работы были, но я не видел, или уже позабыл за давностию лет (может быть, не обратил в своё время внимания; были в старой литературе всякие диаграммы оптимизаций, но тогда на них особо не смотрел и уж тем более не сохранял, о чём немного жалею сейчас).
Прикреплённые файлы:
 
   97.0.4692.9997.0.4692.99
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Полл>> Насколько я помню историю создания "СпейсШаттла", прямое крыло - самый легкий вариант. Когда стали требовать большой боковой маневр, то есть аэродинамическое качество - пришлось переходить на треугольное крыло. При этом масса конструкции возросла.
zaitcev> Я не спец в гиперзвуковой аэродинамике, но что-то это звучит подозрительно. Аэтодинамическое качество крыла большего удлинения всегда выше при той же площади. ... Так что переход на треугольное крыло не может улучшить аэродинамическое качество. А вот увеличить площадь при той же массе можно.

НЯП, большой боковой манёвр - больше 1000 км - при чисто планирующем спуске неизбежно требовал начинать планирование на больших высотах (вообще считай в верхней стратосфере), т.е. по построению при больших скоростях. И продолжать его в большом диапазоне высот и скоростей. Что реализовать с прямым крылом уже крайне трудно и вообще едва ли возможно (потому что помимо чисто аэродинамических еще и тепловые проблемы возникают) - прямое крыло хорошо для малого планирующего манёвра на дозвуке (до которого дотормозились по-простому, чуть ли не баллистически - ну то есть конечно с аэрод.качеством, но ближе к "Союзу" и "Аполлону", чем к шаттлу - и без особых боковых манёвров) и для посадки на полосу.

...или же надо было оставить старую схему, а бокового манёвра добиваться установкой ТРД вместо чистого планирования. Но, если не ошибаюсь, подобный вариант даже не рассматривался.
   97.0.4692.9997.0.4692.99
Последние действия над темой
1 67 68 69 70 71 72 73

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru