Реклама Google — средство выживания форумов :)
26 июня завершились аэродинамические испытания модели унифицированного возвращаемого ускорителя «Байкал», предназначенного для установки на РН семейства «Ангара». «Проведенные в Центральном
аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) испытания позволят существенно улучшить не только летнотехнические характеристики возвращаемого ускорителя, но и всего комплекса в целом», – заявил заместитель генерального директора, главный конструктор НПО «Молния» Юрий Труфанов. Он отметил, что одной из важнейших особенностей «Байкала» является возможность его многократного применения. По словам Ю.Труфанова, эскизным проектом предусмотрено использование планера «Байкала» – до 100
полетов, а двигателя РД191 – до 50 и более полетов.
«Эти показатели могут быть достигнуты поэтапно на протяжении нескольких лет эксплуатации. Скорее всего, первоначально двигатель «Байкала» сможет выйти на уровень многократности использования в
15 полетов с постепенным увеличением их количества», – сказал Ю.Труфанов. РД 191 разработки НПО «Энергомаш» в настоящее время проходит огневые и доводочные испытания, после завершения которых он будет предъявлен на государственные испытания. Головным разработчиком комплекса «Ангара» является ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. РН «Ангара» создается в качестве универсального модульного средства вывода в космос полезной нагрузки (ПН). На носителях тяжелого класса будут устанавливать четыре ускорителя, среднего класса – два, легкого – один.
«Общая стоимость НИОКР по программе создания «Байкала» оценивается примерно в 130 млн $, из которых примерно половина – затраты НПО ”Молния”», – сказал Ю.Труфанов. НПО «Молния» отвечает за разработку «Байкала», проведение наземных и летных испытаний автоматической беспилотной посадки ускорителя, а также кооперационные поставки агрегатов, узлов и комплектующих (крыла, оперения, двигателей и шасси).
По оценке специалистов, применение «Байкала» на РН типа «Ангара» позволит в 2–3 раза сократить расходы на вывод ПН на орбиту. Ускоритель имеет стартовую массу 130.4 т, «сухую» – 17.8 т, его длина – 27.1 м, высота – 8.5 м, размах крыла – 17.1 м. Маршевый двигатель обеспечивает тягу 196 т,
воздушно-реактивный – 5 т. Радиус обратного полета – до 410 км, крейсерская скорость – 490 км/ч, посадочная – 280 км/ч. Пробег при посадке – 1200 м. Первое летное испытание ускорителя с космодрома
Плесецк запланировано на 2004 г.
По информации НПО «Молния»
21 февраля НПО «Молния» обнародовало новые планы изменения схемы проведения летных испытаний возвращаемого ускорителя «Байкал» для РН «Ангара». Как заявил главный конструктор НПО «Молния» Юрий
Труфанов, летные испытания «Байкала» будут проходить по следующей схеме: нормальный самолетный взлет и полет на расстояние до 500 км от места старта, после этого – выключение двигателя, его последующее включение и «самолетный» полет к месту посадки. Таким образом, с момента включения двигателя на высоте фактически и начнутся летные испытания «Байкала». Ранее планировалось поднимать «Байкал» на высоту с помощью самолета носителя типа 3МТ или Ан124 «Руслан», сбрасывать его на высоте, после чего включать двигатель РД33 и совершать самолетную посадку. Новое решение заметно снизит затраты на горизонтальные летные испытания, что в существующих условиях финансирования весьма важно и делает более реальным их проведение в 2006 г.
К этому времени должны быть проведены первые испытания РН легкого класса «Ангара1.1» и 1.2. Как ранее и планировалось, в этих первых пусках «Ангара» будет испытываться без возвращаемого блока «Байкал». После отработки запуска «Ангары» испытания продолжатся уже с использованием возвращаемого ускорителя «Байкал». Всего должно пройти примерно 10 испытательных полетов «Байкала» до его установки на РН «Ангара» и первого пуска в космос.
Кроме того, в соответствии с измененной программой летных испытаний «Байкала» принято решение об оснащении его вместо РД33 другим, более мощным турбореактивным двигателем, например АЛ31Ф. По состоянию на февраль 2003 г. разработано 30% рабочей конструкторской документации на крыло и оперение возвращаемого ускорителя «Байкал». Сейчас продолжается разработка рабочей конструкторской документации по крылу, оперению и другим агрегатам. Экспериментальная отработка в трубах Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) подтвердила возможность обеспечения тепловых нагрузок на конструкцию ускорителя при увеличении скорости его входа в плотные слои атмосферы.
Юрий Труфанов пояснил, что на «Байкале» не предусмотрена теплозащита в виде керамических плиток, как на «Буране», так как скорость входа «Байкала» в атмосферу почти в 2.5 раза меньше, чем у «Бурана».
Крыло «Байкала» выполнено из алюминиевого сплава, сохраняющего прочность до температуры 200°С. Широко применяются также титановые сплавы. Носовая и хвостовая части крыла и оперение работают в области температур порядка 500°С, поэтому в их конструкции будут применены композиционные сплавы типа «углеродуглерод», как на «Буране», или специальные жаропрочные стали. Техническим заданием предусмотрено, что планер «Байкала» сможет совершать в перспективе до 100 полетов.
Напомним, что головным разработчиком комплекса «Ангара» является ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. РН «Ангара» создается в качестве универсального модульного средства вывода в космос полезной нагрузки. На ракетахносителях тяжелого класса будут устанавливать четыре ускорителя «Байкал», среднего класса – два, легкого класса – один. НПО «Молния» отвечает за разработку возвращаемой ступени «Байкал», проведение наземных и летных испытаний ускорителя, а также кооперационные поставки агрегатов, узлов и комплектующих. К кооперации разработчиков возможно подключение Московского машиностроительного производственного предприятия «Салют», которое как раз и предложило более экономичные воздушнореактивные двигатели АЛ31Ф. Планами кооперации предусмотрено, что крыло «Байкала» должно изготавливаться на Воронежском авиазаводе, носовая, хвостовая части и межбаковый отсек – на Нижегородском авиазаводе «Сокол», шасси – на «Гидромаше».
Общая стоимость НИОКР по программе создания унифицированного возвращаемого ускорителя «Байкал» оценивается примерно в 130 млн $. По расчетам экспертов, применение многоразового ускорителя
«Байкал» на РН типа «Ангара» в 2–3 раза сократит расходы на вывод полезной нагрузки на орбиту. «Байкал» имеет стартовую массу 130.4 т, сухую – 17.8 т, его длина – 27.1 м, высота – 8.5 м, размах крыла – 17.1 м. Маршевый двигатель ускорителя обеспечивает тягу 196 тс.
НОВОСИБИРСК, 14 декабря. /ТАСС/. Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) имени С. А. Чаплыгина приступил к летным испытаниям возвращающейся ступени ракеты "Крыло-СВ" и планирует завершить их в 2023 году. Об этом сообщил на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС директор института Владимир Барсук.
Ранее в Роскосмосе сообщали, что прототип многоразовой крылатой ступени ракеты легкого класса "Крыло-СВ" будет создан в конце 2022 года.
"Сегодня мы совместно с Фондом перспективных исследований (ФПИ) заняты работой "Крыло-СВ". Эта работа связана с проведением летных испытаний возвращающейся ступени ракеты-носителя в беспилотном режиме. Работа будет продолжаться в этом и следующем году и должна закончиться фактическим выполнением посадки демонстратора этой ступени в автоматическом режиме", - сказал Барсук.