Еще раз к вопросу о противолодочном патрулировании. Тезис про мегаэффективность дирижаблей против ПЛ восходит еще к периоду ПМВ - "Конвоируемые дирижаблями суда никогда не подвергались атакам подводных лодок, атакам, которым не могли препятствовать ни быстроходные истребители, ни гидросамолеты." Это про средиземноморский театр и французские дирижабли. Хотя аргументация и напоминает несколько анекдот про мужика, который на берегу Москвы-реки махал красной тряпкой, говоря, что отпугивает крокодилов: "Так здесь же нет крокодилов! - Вот видишь, как хорошо распугал!".
Ольденборгер, "Дирижаблестроение за рубежом", 1935
В условиях значительной насыщенности фронта авиационными силами и совершенствования средств противовоздушной обороны, а также, и главным образом, в результате неумения французских конструкторов (в отличие от итальянских) быстро разрешить вопрос об увеличении потолка дирижаблей последние должны были уйти с сухопутного фронта. Дирижабль во Франции как, тактическое оружие не оправдал себя на суше.
Энергичная деятельность немецких подводных лодок, — пример Англии л Италии, — успешная работа германских цеппелинов заставили и Францию организовать у себя совместную службу дирижаблей с флотом. Основой материальной части для работы с флотом явились пять английских дирижаблей (четыре дирижабля SS по 1800 м3, «Косталь» — 4800 м3) и французский («Тунис» —10 000 м3). К ним присоединились пять оставшихся в строю армейских. После этого началось быстрое развертывание строительства дирижаблей для флота. Один за другим вводились в строй английские дирижабли SSZ— 2000 м3, «Зодиак» VZ (серия 1—15) — 2760 м3, «Астра» АТ (серия 1—4) — 6500 м3 и построенные в Шалэ-Медоне дирижабли1 2 ОМ (серия 1—4) — 6000 м3. Кубатура этих дирижаблей приведена средняя, так как при выполнении постройки имели место вариации в объемах.
В конце 1917 и 1918 гг. были построены еще 15 дирижаблей «Зодиак» (VZ и ZD) и 10 дирижаблей «Астра» (АТ-5 — АТ-15). После перемирия были готовы АТ-16 — АТ-19, вооруженные каждый 75-мил- лиметровой пушкой и двумя пулеметами, ОМ-5— 10 000 м3, два ZDUS ,(для США) по 10 000 м3.
Уже этот беглый перечень доказывает, что командование достаточно быстро поняло преимущества дирижабля в работе с флотом и быстро осуществило свое решение.
Все эти дирижабли работали очень интенсивно2.
2 См. переведенную нами статью Ш. Дольфюса «Управляемые аэростаты на войне». «Аэро»,. 1923, № 1, 2 и 3.
Продолжительность полетов для разведок и конвоирования составила в среднем для крейсеров около 10 час. и для разведчиков — 6 час. Крейсеры АТ свободно (в особенности в Средиземном море) держались в воздухе 15 час.; АТ-1 выполнил полет в 25. ч. 43 м., АТ-11 — 37 ч. 15 м. Работа велась регулярно. Так, АТ-9 с 1 по 15 сентября 1918 г. произвел .11 полетов, налетав за это время 222 ч. 20 м. Дирижабли совершили 8 перелетов через Средиземное море, они обнаружили и атаковали до 60 подводных лодок и уничтожили 'более 100 мин. Сопровождая караваны судов, шедшие в Салоники, дирижабли провели в воздухе тысячи часов. Конвоируемые дирижаблями суда никогда не подвергались атакам подводных лодок, атакам, которым не могли препятствовать ни быстроходные истребители, ни гидросамолеты.
- обратите внимание: всё, что относится к ПЛ - непроверяемо; "обнаружили, атаковали" - даже заявок на уничтожение нет. Тем более отсутствуют подтверждения со стороны немцев-австрийцев, что там вообще были их лодки, и что они подвергались атакам дирижаблей или вообще ощущали их присутствие. Именно подобных мемуаров подводников ИМХО остро нехватает, чтобы сколько-нибудь предметно говорить об эффективности дирижаблей.
В 1917 г. морские управляемые аэростаты пробыли в воздухе 4164 час., приходившиеся на 1128 полетов; в 1918 г. —12 133 час. за 2201 полет, причем было покрыто 850 000 км.
Таким образом 68 дирижаблей, бывшие во Франции разновременно в течение войны (за исключением опоздавших принять участие в боевой работе), общей кубатурой свыше 470 000 м3, выполнили задачи конвоирования, разведки, поисков мин, борьбы с подводными лодками. По существу вое эти задачи носят чисто местный характер, т. е. в общем масштабе активной политики французского империализма они являются факторами очень второстепенного порядка.
...
Однако уже в 1912 г. англичане, придя к заключению, что основная работа дирижаблей — на море, восстановили секцию, а к концу 1913 г. всю работу по дирижаблям сосредоточили во флоте, в распоряжение которого поступили армейские дирижабли «Бета», «Гамма», «Дельта» и «Эта».
Таким образом Англия имела в начале мировой войны значительное преимущество перед Францией в том отношении, что еще за полгода до войны она отказалась от применения дирижаблей в армии, а во флоте были сосредоточены все семь наличных дирижаблей. Только три из них были пригодны для боевой работы: типа «Астра-Торрес» (6490 л3), типов «Пароеваль» (8490 м3) и «Бета» (930 м3). Весь личный состав состоял в то время из 198 чел., в том числе 24 офицера. В первую же ночь войны эти три дирижабля начали действительно необходимую для Англии работу по рекогносцировке Северного моря и патрулированию при переброске транспортов через канал. С весны 1916 г. Германия начала интенсивно блокировать Англию подводными лодками, что вызвало в Британии немедленное усиление всех средств для борьбы с блокадой и, в частности, усиление постройки дирижаблей, начатой еще осенью 1915 г.
Первые серии типов «Soubmarine Scout» (SS) строились в пределах 1500—2830 м3. Одних «SS-Zero» (2000 м3) было построено 71, из которых к 1 ноября 1915 г. было готово не менее 53, способных садиться на воду.
Следующие серии «Coastal-Patrol», обычно называемые «Coastal», на которые были возложены задачи берегового патрулиро1вания, достигли кубатуры 4800 лС, а серия «Coastal-Star» — 5940 „и3. Интересно отметить, что царским правительством было закуплено для России 4 дирижабля типа «Coastal» (они были названы «Черноморами») Опыт их эксплоатации на Черном море оказался неудачным.
Для совместной работы с флотом открытого моря потребовались дирижабли более значительных кубатур — «North See» (NS) объемом около 10 000 м3.
За время империалистической войны англичанами было построено свыше 200 дирижаблей, из них 162 специально для флота; из последних к моменту перемирия на службе находилось, включая пять жестких, 103 дирижабля.
1 Б. К а р а м ы ш е в, Управляемые аэростаты на службе морского флота в мировую войну, «Морской сборник», 1924, №6; также журн. «Air and Airways», октябрь, 1902 г.
Основными фирмами, строившими дирижабли, были Виккерс, Армстронг, Бэрд мор, Норд-Бертфорд. Количество личного состава достигло 7114 чел., в том числе 580 офицеров.
Выполнявшиеся задачи преследовали цель сохранить за Англией то преимущество, которое ей давало островное положение и которому первый удар нанесли германские подводные лодки и, почти одновременно, цеппелины.
При развертывании мягкого дирижаблестроения англичане встречали затруднения из-за недостаточной подготовки кадров и невысокой техники дирижаблестроения.
Тем не менее возложенную на них во время войны задачу английские дирижабли выполнили, добившись чрезвычайной интенсивности работы. Даже первые дирижабли (SSMF 1700—2000 ,vr) работали отлично, выполняя свыше 18 час. полета при средней продолжительности наблюдательной службы около 8 час. В 1918 г. SSZ-39 совершил полет продолжительностью в 50 ч. 53 м., один из NS — 49 ч. 22 м., другой NS— 101 час., что является до сего времени мировым рекордом для мягкого дирижабля.
За время войны английские дирижабли налетали около 89 тыс. час., покрыв около 4 млн. км. За последние 17 мес. войны английские дирижабли провели экспортирование 2210 океанских пароходов, выполнили 9053 разведки, покрыли 925 тыс. км.
Насколько дирижабли явились действительным средством борьбы с подводными лодками, можно судить по тому факту, что все суда, проходившие через опасные зоны, стали ходить исключительно караванами под охраной дирижаблей. Таким же конвоем обеспечивались все пассажирские пароходы. В 1918 г. при 2141 случае конвоирования судов дирижаблями только в одном имела место атака подводной лодки, когда дирижабль отошел в сторону от конвоируемого судна. В парламентском отчете 1923 г. первый лорд адмиралтейства Эмерай подчеркнул значение дирижаблей при конвоировании и патрулировании на океане *.
1 Там же им было указано значение дирижаблей для перевозки войск и перевозки грузов на большие расстояния.
...
Что касается вопроса применения дирижаблей, то одно время существовало убеждение, что итальянцы, пользуясь недостаточностью австрийской противовоздушной обороны, основной упор держали на работу на сухопутном театре. Итальянские дирижабли действительно насчитывают за собой 256 'бомбардировок, во время которых было сброшено 200 000 кг бомб1.
Однако, сравнивая количество дирижаблей, состоявших на службе во флоте в 1916—19-17 гг., с количеством сухопутных, мы видам, что и в Италии основной упор все же был сделан на работу на море. Во флоте было шесть дирижаблей типа М, два типа Р, два типа Е, семь английских SS, пять типа V, — всего 22; на суше — три типа М. два типа F, один типа А,— всего 6. Налёт дирижаблей флота был почти вдвое больше налёта дирижаблей, работавших на сухопутном театре. Эти факты подтверждают то большое значение, которое итальянцы придавали работе дирижаблей на море.
Италия, имеющая длинную береговую линию в непосредственной близости от восточного побережья Адриатического моря, от островов Корсики, Сардинии и Мальты, находится в 'специфических условиях, определяющих работу ее военного флота и требующих особой бдительности к действиям подводных лодок, авиаматок, торпедных судов противника, особой охраны передвижения и стоянки собственных военных и транспортных судов.
Эти условия требуют широко поставленной службы воздушной разведки, несения службы охраны побережья, организации борьбы с подводными лодками, внимательного осмотра отдельных бухт и групп островов для обнаружения скрытого подхода авиаматок противника, наблюдения за 'состоянием собственных минных полей, обнаружения установленных и пущенных противником мин и т. д. Иными словами, условия, в которых находилась Италия, требовали такого средства разведки, которое может нести длительную, систематическую, кропотливую работу над мор м. т. е. дирижаблей.
При относительно коротких операционных путях эти задачи с успехом могли бы быть выполнены мягкими дирижаблями, небольшая стоимость постройки и эксплоатации которых позволяет осуществить больший охват обслуживаемых районов и большее многообразие деятельности за счет увеличения числа единиц.
Однако мы видим, что в Италии строятся в основном полужесткие дирижабли, кубатурой достигающие 34 000 л3 («Рома») с тенденцией к дальнейшему увеличению кубатуры (проект Нобиле дирижабля в 51 000 ма). При этом вся послевоенная серия дирижаблей конструкции Нобиле, как «Норвегия» и «Италия», и интересная опытная постройка дирижабля «Омниадир», осуществленная на основе принципов итальянского конструктора Форланини с реактивным управлением (прогоняемый на нос и корму но шлангам воздух позволяет дирижаблю двигаться в горизонтальной и вертикальной плоскости) — представляют собой дальнейшее развитие того же полужесткого типа.