АМГ1963> В 1952 г. в Ленинграде проводилось опытное определение положения центра тяжести шхуны "Океанограф".
В сравнении с обилием фотографий и иных сведений о финских парусных шхунах, несколько специфические вопросы их остойчивости отражены понятное дело в гораздо меньшей степени.Хотя этим вопросам придавалось важное значение. Так в 1951 году в Ленинграде, усилиями ЦНИИМФ под рук-вом С.Н.Благовещенского (автор известных справочиков по статике и динамике корабля) был разработан специальный «Проект временных норм остойчивости для гражданских морских и рейдовых парусных судов (кроме спортивных)». Проверяли опасность опрокидывания парусных судов под действием внезапного шквала при разных нагрузках без учёта качки и угла заливания.Считали, что судно находится в положении лагом к ветру,паруса расправлены в диаметральной плоскости, а все люки и проч. отверстия закрыты.
По этим временным нормам была проверена остойчивость многочисленных малых моторно-парусных промысловых судов 50-х годов (сейнер-дрифтер, малый дрифтер для Каспия, зверобойное судно для Каспия,дрифтер-бот для Мурмана, зверобойная шхуна пр. 503 и др.) , а также больших парусных шхун типа Планета, Капелла,Мидия, немагнитная шхуна Заря, Академик Шокальский и др.
На базе опыта плаваний учебных парусников Капелла и Сириус Л.К.Шарбароновым была разработана «Практическая диаграмма для определения углов крена парусного судна» Л,1954, позволяющая решать задачи остойчивости баркентин в условиях разных ветровых нагрузок.
В качестве иллюстрации приведём некоторые элементы остойчивости шхуны Океанограф по арх.данным. Как известно, в начале 50-х грузовая трёхмачтовая парусно-моторная шхуна Океанограф была переоборудована под экспедиционное судно и передана Ленинградскому отделению Государственного океанографического института (ГОИ), получив новое название Профессор Рудовиц. Имя же «Океанограф» было отдано другому экспедиционному суду на базе среднего рыболовного траулера (СРТ).
Расчёты остойчивости при переоборудовании шхуны Океанограф (37,5 х 8,75 х 3,90 м) под экспедиционное судно для гидрографической службы по тематике ГОИ выполняла лаборатория Теории корабля ЛКИ. Опыт кренования был проведён 27 сентября 1952 года в акватории Ленинградского торгового порта у стенки Судоремонтного завода в условиях безветренной погоды (штиль) и моросящего дождя, при температуре воздуха 14 градусов.
Было установлено, что при водоизмещении в порожнем 439т элементы плавучести и начальной остойчивости следующие, м :
-осадка средняя 2,61
-возвышение центра величины 1,58
-метацентрический радиус 2,88
-метацентр 4,46
-возвышение центра тяжести 3,08
-метацентрическая высота 1,38.
Наряду с этим, были осуществлёны расчёты плеч диаграмм статической (ДСО) и динамической (ДДО) остойчивости судна Океанограф в разных случаях нагрузки и парусности, например:
1 порожнем, паруса спущены, 439 т
2 дедвейт 57 т, паруса спущены, 496 т
3 обледенение, паруса спущены, 523 т
4 генгруз в трюме, паруса спущены, 596 т
5 дедвейт 57 т, паруса стоят, 496 т
6 порожнем, паруса стоят, 439 т
При проверке остойчивости шхуны Океанограф полагали, что если судно без парусов выдерживает расчётное давление ветра при шквале 274 кгс/м2 (пост. ветер 12 баллов) не опрокидываясь, его можно отнести к 1 категории плавания, если 179 кгс/м2 (10 баллов) ко 2 категории. Кроме того, судно с поднятыми парусами должно было выдерживать давление ветра при шквале 21 кгс/м2 (4 балла).
Так было показано, что например в случае нагрузки №2 без парусов (корпус и рангоут 204 м2) судно выдерживает давление ветра 179 кгс/м2, поскольку кренящий момент (167 тм) оказывается меньше опрокидывающего (197 тм). Аналогично, в случае нагрузки №5 при полной парусности (680 м2) судно выдерживает давление ветра 21 кгс/м2 , когда кренящий момент (188 тм) также меньше опрокидывающего.
В целом, по результатам всех расчётов переоборудованному судну Океанограф была присвоена 3 категория ( не более 20 миль от берега) при арктическом плавании по обледенению и 2 категория ( не более 100 миль от берега) в отсутствии опасности обледенения.
Это сообщение редактировалось 30.10.2024 в 20:46